Лекция 59: Гонконгский идеализм, или Слово памяти Макаренко

-- Ну и за кого мы воевали? -- с упрёком спросил Истинного Учителя Истины (то есть меня) молодой человек с интеллектуальными залысинами.

-- А мы с вами что, воевали? -- изумился я.

-- Посмотрите, что пишут. -- пропустив удивление мимо ушей, продолжил гость. -- Лагерь беженцев из Осетии... осетинские дети требовали себе конфет, выбрасывали запеканку. Одевались только в новое. И уверены, что теперь им Россия по гроб жизни должна! Я не понимаю, что мы с этими чёрными нянчимся...

Я вздохнул. Из всех видов самообмана самым загадочным является, несомненно, штамм, который проф. Инъязов называет "Гонконгским идеализмом" (ГИ). Этот термин родился у профессора при просмотре классических кунфуйских боевиков, в которых злодеи безошибочно опознаются по синим штанам и гнусным выражениям лиц, а их жертвы -- одетые в белое невинные красавицы и немощные мудрые старики-крестьяне.

С точки зрения ГИ-адепта, если его страна впрягается за какой-нибудь горный народ -- то народ этот должен представлять собой фольклорный ансамбль из огнеглазых, помешанных на чести мужчин в папахах, скорбно застывающих на фоне пейзажей женщин и глазастых сирот, непрерывно благодарящих за спасение и гуманитарную помощь. В противном случае спасать их, разумеется, не стоило.

Подобный фотошоп действительности ни к чему хорошему не приводит: внимательно присмотревшись к любому землянину, ГИ-адепт обнаружит, что он бесконечно далёк от идеала. И, как следствие, поймёт, что помогать таким несовершенным созданиям нечего. В итоге, последовательно разочаровавшись в народах мира и, под конец, в своём собственном, запущенный случай ГИ поймет, что единственный достойный помощи человек живёт в его квартире. Так Человечество потеряет еще одного бойца за общие интересы, но обретёт еще одного типа, которому всегда недодали.

Между тем, История не знает ни одного примера идеальных жертв (не считая, разумеется, случая в 33 г. н.э.) Народы, освобождённые в ходе русско-турецкой войны, оказались некультурными и хитроватыми пастухами, лишенными благодарности. Народ, спасённый от уничтожения персами в начале девятнадцатого столетия, уже в начале двадцатого попытался устроить геноцид своим соседям. Цыгане и евреи, освобожденные Красной Армией в концлагерях, до войны наверняка считали себя избранными, уводили коней и спекулировали. Но следовало ли русским войскам не освобождать Освенцим?

Космос признает: люди, причём все до одного, потрясающе несовершенны. В особенности это относится к людям, воспитанным как попало или вовсе никак. Но понимание этого не останавливало, к примеру, одного из величайших деятелей XX столетия А.С.Макаренко, превращавшего юных спекулянтов в офицеров, беспризорников в полярных лётчиков, а бандитов -- в инженеров и педагогов. Нередко -- несмотря на их отчаяное сопротивление.

Для терапии гонконгского идеализма Космос рекомендует краткий курс чтения вслух "Педагогической поэмы" с последующим разбором произведения.