В России в последние годы очень много ведется разговоров о поиске новой национальной идеи. Вот и я хочу подкинуть нашим обществоведам и политикам вариант такой идеи для обсуждения. Суть ее как раз и заключается в том, что Россию надо превратить в инкубатор маргиналов, способных своим творческим потенциалом монополизировать в мировом разделении труда сектор создания высоких технологий, произведений искусства и эксклюзивной ручной работы, которая все больше начинает цениться людьми, уставшими от безликости продукции массового производства. Я, конечно, понимаю нереальность осуществления этой затеи — чтобы толпа да вдруг начала «носить на руках» маргиналов, нянчиться с ними, как со своим главным национальным капиталом, этаким «золотым фондом» народа, — но почему бы и не подискутировать!

Для маргиналов общество в своем теле должно организовать заповедные островки мягкой структуры, в которых в условиях максимальной личностной свободы могли бы гармонично развиваться «курицы, несущие золотые яйца». А контакты между теми и другими были бы сведены до минимума к взаимному удовольствию всех членов общества. Чем не очередная утопия, которую стоит попробовать осуществить на практике?

Создание таких заповедников для маргиналов в теле жесткой структуры тоталитарного общества требует всего лишь (!) введения в параллельное действие двух юрисдикции. Внутри общин маргиналов должна существовать иная юрисдикция, отличная от той, по которой живет толпа. Нельзя сказать, что в общинах надо отменять действие всех законов общества. Но законодательно следует четко разграничить сферы полномочий между центральной властью и сообществом маргиналов. Должна быть сфера общественной жизни, в рамках которой каждая община маргиналов своим уставом могла бы устанавливать между своими членами отношения и нормы поведения, отличные от положений, прописанных в общих государственных законах. Например, общегосударственный закон может не допускать многоженство или гомосексуальные браки, а внутри отдельных общин это может быть нормой. Производство, хранение и употребление наркотиков для рядовых членов общества является уголовно наказуемым преступлением, а в общине маргиналов это может быть вполне законным явлением, если это будет записано в их зарегистрированном уставе.

Понятно, что действие таких локальных свобод должно распространяться только на членов соответствующих общин маргиналов. Маргинал-одиночка, живущий среди обычных людей, обязан будет жить по обычным законам. Разработки отдельных правил потребует и регулирование поведения маргинала, являющегося членом какой-либо описанной общины, за ее пределами среди обычных людей. И если он будет их нарушать, отвечать за его проступки будет в том числе и вся община вплоть до ее расформирования с автоматической потерей всех локальных свобод, обеспечиваемых ее членам уставом общины.

Толпа как социальная группа и совокупность маргиналов в обществе должны иметь равный социальный статус. Две равные по социальному статусу группы с различной юрисдикцией. Для членов каждой из этих двух совокупностей принадлежность к ней должна давать определенные выигрыши, в то же время сопряженные с соответствующими негативными сторонами. Для одних членов общества преимущества одной совокупности должны быть особо привлекательными, а связанные с ними ограничения не столь значимыми, то же самое должно быть верно в отношении другого типа людей, для которых будут более интересными условия жизни в другой совокупности.

Кроме предоставления дополнительных свобод в рамках отдельных общин для маргиналов, толпе придется смириться и с таким качеством сообщества маргиналов, как экстерриториальность и даже трансграничность. Воинственно настроенная толпа в таких случаях предпочитает употреблять слова «непатриотичность» и «космополитизм». Но, исходя из природы маргиналов, мне представляется естественным, что сетевое сообщество маргиналов будет игнорировать государственные границы и будет по своей сути наднациональным. В этой ситуации особое значение приобретает взаимоотношение между сообществом маргиналов и отдельными государствами. Те страны, которые будут развиваться в направлении формирования гетерогенной структуры, будут становиться привлекательной средой обитания для маргиналов. Это будет способствовать эмиграции в эти страны маргиналов, в том числе и творческой элиты, из стран, враждебно настроенных по отношению к сообществу Маргиналов. (В этом отношении маргиналам при воспитании детей особое значение следует придавать языковой подготовке для повышения их экстерриториальной свободы. Многоязычие маргиналов будет облегчать их международные связи и эмиграцию в страны с более терпимым к ним населением.) Таким образом, конкуренция между отдельными странами за наиболее талантливых маргиналов может подтолкнуть их к скорейшему реформированию своих социально-правовых структур в сторону введения гетерогенности общества. Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.