Классификация ролевых игр

Жанр ролевые игры (или RPG) являются одним из самых любимых и самых трудно классифицируемых игр. Особенно это касается компьютерных игр. Массовая культура сыграла тут злую шутку и теперь под видом RPG втюхивают любую фигню. Я думаю, многие помнят пестрящие заголовки обзоров и реклам «с элементами RPG».

Поэтому позволю себе классифицировать то многообразие игр (компьютерных и настольных) именуемых сейчас RPG.

Hack&Slash

В эту категорию входит легенда игрового мира Diablo. Благодаря ему мир узнал, что такое RPG. Как неудивительно сама игра RPG не является. Да на тот момент игра предоставляла невиданные широкому кругу возможности — возможность выбрать класс персонажа, распределение характеристик, квесты, огромный выбор предметов.

Примечание: конечно, для искушенных игроков это не являлось откровением. Но основная масса игроков (которым на тот момент было 11-15 лет), приняла игру с восторгом. Что и ознаменовало бурный подъем RPG игр, как жанра.

Diablo породил целый жанр игр, которые до сих пор пользуются бешенной популярностью — но не являются Ролевыми играми.

Достоинства:

  • Простота — простота управления, всю игру можно пройти кликая лишь мышкой (от сюда и название).
  • Азарт — убийство разнокалиберных монстров пачками, очень сильно затягивает.

Недостатки:

  • Выбор класса и распределение характеристик, почти, никак не влияет на прохождение игры.
  • Линейность и убогость квестов. Все они сводятся к «пойти и убить», что породило ужасную тенденцию, процветающую в современных RPG.
  • Отсутствие интеллектуальной составляющей — вся игра сводится к постоянному кликанию. На тех кого надо убить, вы и так напоритесь.
  • Развитие манчкинства.

Игры: Diablo и его клоны.

CRPG (Computer RPG)

После выхода Diablo настал расцвет компьютерных RPG, который наблюдается до сих пор. И сразу же вышло много игр похожих по сути на ролевые игры. Самыми достойными были FallOut и Baldurs Gate, а в последствии серия Morrowind. Тут уже было все, как по настоящему — обилие сюжетов, квестов и вариантов их прохождения. Союзники — выбор, которых определял дальнейшее развитие сюжета.

Единственное, что огорчало — это естественные рамки присущие компьютерным играм. Задачи имели лишь определенное число решений, в следствии, чего сюжет оставался все так же линеен, хотя тут это было хорошо завуалировано.

Достоинства:

  • Игрок погружался в продуманный и до мельчайшей детали описанный мир. Масштабы некоторых игр просто поражают (Morrowind).
  • Множество вариантов прохождения игры.
  • Зачатки ролеплея. Игрок может выбирать — быть ему добрым или злым, мясником или врачом и т.п.
  • Графика и звук, создающие необходимую атмосферу игры.

Недостатки:

  • Вариантов прохождения игры много, но они не бесконечны. Нет возможности для оригинальных ходов, если они не предусмотрены создателями игры.
  • Отсутствие живого общения с соратниками или врагами управляемыми другими игроками.
  • Развитие манчкинства.

Игры: FallOut 1,2, Baldurs Gate 1.2, серия Morrowind и т .п .

MMORPG

(англ. massive (massively) multiplayer online role-playing game — массовая многопользовательская онлайновая ролевая игра)

Многопользовательские RPG стали следующим шагом в развитии жанра. Хорошо играть одному, но еще лучше с друзьями. Разработчики обратили свое внимание на MPORPG и стали с завидной регулярностью выпускать игры, где игроки играли на специально выделенном сервере через Интернет. Это было выгодно финансово, т.к. игроки платили за каждый месяц игры на сервере. MPORPG очень похоже на обычные CRPG в плане спецэффектов, но общим минусом их является очень слабая сюжетная линия (а за частую и отсутствие таковой — см. подробнее MPORPG).

Достоинства:

  • Игра с живыми людьми.
  • Огромные миры. Что бы пройти некоторые из конца в конец — требуются недели реального времени.
  • Множество вариантов развития персонажа.
  • Приятное время препровождение (зависит от людей находящих на сервере).

Недостатки:

  • Сюжетная линия в зачаточном состоянии.
  • Развитие и укоренение манчкинства.
  • Перенесение в игру действий реального мира (обман, клевета, подставы, кражи и т.п.)
  • Потеря связи с реальным миром.
  • Возможность купить игровые ценности за деньги.
  • По существу являются Hack&Slash подобными играми.

Игры: Ultima Online, Ragnarok Online, World of Warcraft, Lineage2 и т .п .

BBMMORPG

(англ. Browser Based Massive (Massively) Multiplayer Online Role-Playing Game., браузерная массовая многопользовательская онлайновая ролевая игра)

Это подкласс MMPORPG не требующий для игры ничего, кроме браузера и подключения к Интернету. Сводятся к бесконечным схваткам между персонажами.

Достоинства:

  • Не требуется установка дополнительного ПО.
  • Игра зачастую бесплатна.
  • Возможность стать самым сильным, если играть несколько лет подряд.

Недостатки:

  • Убогий геймплей — состоящий из выбора типов ударов и блоков с вариациями, в промежутках поиск противника для боя.
  • Огромное количество времени, затрачиваемое на развитие персонажа.
  • Перенесение в игру действий реального мира (обман, клевета, подставы, кражи и т.п.)
  • Потеря связи с реальным миром.
  • Возможность купить игровые ценности за деньги.

Игры: Бойцовский Клуб и его клоны.

Настольные RPG

Первые ролевые игры, большинство игровых систем были созданы, в те времена, когда компьютеры были большими, а наши мамы с папами юными. Игры проходят под руководством Мастера с 2-6 игроками по определенным правилам, или без оных.

Это и есть предмет данной статьи, так что лишь кратко обозначим достоинства и недостатки.

Достоинства:

  • Бесконечное количество миров и приключений, ограниченных лишь фантазией.
  • Абсолютная интерактивность игрового мира.
  • Бесконечное множество решений квестов и заданий, вплоть до отказа решать их.
  • Игра с живыми людьми, в уютной обстановке.

Недостатки:

  • Слабо выраженные графические и звуковые эффекты (зачастую отсутствие оных).
  • Большое значение имеет опыт Мастера.
  • Большое значение имеет опыт и отыгрыш игроков.
  • Сложно собраться всей компанией в одном месте, в одно время.

Форумные RPG (FRPG)

Это подкласс настольных RPG, получивший развитие с ростом популярности Интернета. FRPG снимали главный недостаток настолок — требование быть всем участникам в одном месте в одно время. Но игры на форуме (по e- mail, чате) очень сильно затянуты по времени (растягиваясь на годы) — это их главный недостаток.

Полевые RPG

Полевые RPG являются расширением настолок. Сидя за столом и представляя, как твой герой сражается с врагами, хочет и самому, взять в руки меч или магический посох и окунуться в приключения. Чаще всего полевки проходят в лесу и идут несколько дней, в них участвуют сотни человек и десяток Мастеров.

Примечание: Аналогом полевок являются Клубы исторической реконструкции, которые воссоздают быт определенной исторической эпохи.

Достоинства:

  • Полный эффект присутствия — реальные бои и синяки, синее небо и ночи у костра.

Недостатки:

  • Проходят очень редко — собрать несколько сотен человек очень трудно. К тому же такие игры требуют хорошей подготовки.
  • Все прелести жизни под открытым небом — дождь, холодные ночи.
  • Требуются некоторые затраты на создание оружия и брони соответствующих миру игры.

Это основные типы ролевых игр, данная классификация не претендует на абсолютную объективность и не учитывает всех возможных вариантов ролевых игр. И так, мы подошли к основному вопросу — а что же такое, ролевые игры?



Asher