Смотреть Ф1 я начал, как и все с начала девяностых. Для многих тогда это выглядело неким экзотическим действом, машинки разноцветные, ездят быстро. Тогда я еще не знал, кто такой Сенна, Алези, Бергер Ирвайн, Панис, в первый раз увидел молодых Шумахера и Кулхарда.

Уже, без малого, 15 лет я смотрю Королеву Автоспорта, можно сказать юбилей. И вот на пресс-конференции победителей пятнадцатого этапа в Монце — Шумахер объявил о своем уходе из гонок…

В самом начале я еще не разбирался в тонкостях гонок, я видел, выигрывающего на Вильямс, Найджела Мэнселла. Он уезжал от соперников, как от стоящих — и был явным фаворитом в сердцах неопытных болельщиков. Но Мэнселл ушел. Потом разбился Сенна. Именно тогда взошла новая звезда, открылась новая эпоха в Ф1.

Этой эпохой стал Михаэль Шумахер. В начале Шумахер мне очень импонировал — скромный Беннетон, бросивший вызов Вильямсу, находившемуся в пике величия. В то время было много быстрых пилотов. Култхард, сильно прогрессирующий в Макларене, который тогда лишь готовился выстрелить. И кто знает, сколько бы титулов он завоевал — если бы он, первым вошел в поворот в 1998 году в Бразилии, а не Мика Хаккинен. Чего мог бы добиться Жан Алези, если бы прагматично выбрал быстрый Вильямс, а не пошел за мечтой своего детства — сесть за руль кроваво-алой Феррари…

Именно в Феррари ушел Шуми, после второго титула. Тогда это воспринималось, как предательство… Шумахер ушел за длинным долларом, — так я тогда думал. Тогда все виделось по-другому, каждая гонка уже была неким сакральным действом. Когда гонка заканчивалась, возникала некая опустошенность. Уже была романтика борьбы, обгонов, стратегии, эмоций. И переход Шумахера в Феррари — разбила это, именно после этого стало ясно, что в Королевские гонки приходят большие деньги.

Тогда Феррари находилась в кризисе — Бергер и Алези были хорошими гонщиками, но слабость машины не позволяла бороться за победы в каждой гонке. Вернуть былую славу детищу Энцо и Дино Феррари — были призваны Михаэль Шумахер и Жан Тодт.

Эта пара стала «Злым гением» — Больших призов. Получив в свое распоряжение среднюю машину, они добились всего. Эти двое были созданы для Феррари, воистину самой самобытной, жесткой, честолюбивой команды. Вильямс, Макларен, Рено. Дэймон Хилл, Жак Вильнев, Мика Хаккинен, Фернандо Алонсо. Менялись противники, и всегда они боролись с Феррари, и всегда с Михаэлем Шумахером. Да же страшная авария 1999 года, ничего не изменила.

Надо признать именно его присутствие придавало, тот интерес к чемпионату, который заставляет ждать следующей гонки с нетерпением. Кто следующим попробует бросить вызов Красному Барону? Претендент вызывал симпатии, всегда приятно, когда одерживают победы у заведомо сильного противника. А тем более проигрывая по ходу встречи.

Михаэля называют самым великим гонщиком в истории. И это факт. И не потому, что он побил все рекорды. Он просто лучший. За все эти долгие 11 сезонов в Феррари у него зачастую была машина чуть слабее конкурентов. Так было с Хиллом, который вымучил свое чемпионство и ушел. С Вильневым и другими. Я не говорю, что все они плохие пилоты. Отнюдь нет. Обгон века совершенный Хаккиненом, когда он обогнал Шумахера, в то время, когда они оба обгоняли на круг Зонту — фантастика. Места для обгона было лишь для макларена Хаккинена и пачки сигарет. Можно представить, как удивился Михаэль. Как удивился Зонта, можно лишь догадываться.

Но у них у всех были машины быстрее, Феррари же выезжало на классе Шуми. И гениальности Жана Тодта. Сколько гонок было выиграно за счет изменения тактики на пит-стопах. Сколько нетривиальных решений было предложено, благодаря которым, быстрые Макларены не познавали вкус победы. Но как бы ни была хороша стратегия — должен быть исполнитель, способный воплотить ее в жизнь. Вспомните Гран-При Франции 2004 года. Те четыре пит-стопа Шумахера, ту гонку, которую он проехал в квалификационном режиме. Кто еще мог бы проехать так все Гран-При? А дождевые гонки в исполнении Шуми? Лучше него, пожалуй, никто не ездил.

Мне не нравился Шумахер, мне не нравилось, когда он перешел в Феррари. Мне не нравилось — когда Шумахер выигрывал чемпионаты в одну калитку. Я ждал его ошибки, радуясь каждому просчету. То забыли колесо в боксах. То он, лидируя, врезается в отстающего, на круг, Култхарда в Спа`98. То Шумахер демонстрирует хладнокровие, когда его Феррари вспыхнула, при дозаправке, а затем выигрывает Гран-При Австрии 2003.

Но когда настала смена поколений и «старички» ушли — летучий финн Хаккинен, романтик Алези, несчастливый Френтцен, гоночный террорист Ирвайн, пришло новое поколение. Вечно перспективный Райкконен, вспыльчивый Монтойя, обреченный вечно быть в тени брата Ральф Шумахер, «вечно второй» Баттон, Алонсо…

Оказалось, что напору молодых из «старичков» мог что-то противопоставить лишь Михаэль. Кулхард творил чудеса на машине «второго эшелона», с Барикелло постоянно что-то происходило. Это было столкновение двух систем — самобытности и твердого расчета. Лишь Монтойя выделялся своим темпераментом, что не меняло общей картины. Сухой прагматизм Алонсо мне претит — «лучше быть вторым, чем догонять лидера». Так он стал чемпионом. Если бы не феноменальная надежность Рено, чего так не хватило в свое время Хаккинену, а сейчас Райкконену, вряд ли бы он был чемпионом.

Это не злая преднамеренность Шумахера, когда он выбивал Хилла и Вильнева в последних гонках чемпионата. Это не отчаянные прорывы Хаккинена с Шумахером из глубин пелетона. У подавляющего большинства молодых гонщиков нет того шарма, духа Больших Призов. Пусть умышленного, пусть вредного, как тот трюк, что выкинул Михаэль в Монако — «сломавшись» в конце квалификации. Кто-нибудь может себе такое помыслить? Не говоря, о том, что позволить. А что чувствовали все партнеры Шумахера, когда выполняли приказ пропустить его? Сколько было жестких обгонов и «оттираний» при выезде с пит-лейна

Хилл как-то сказал — «…Если каждый из нас не будет придерживаться правил, на трассах воцарится беспредел. Легко предугадать, что будет делать Шумахер, когда почувствует, что проигрывает. Он готов на все, чтобы не дать сопернику победить». Алонсо назвал Шумахера «самым неспортивным гонщиком в истории…» Но гонки это не светский прием, где нужно демонстрировать хорошие манеры. Это борьба, тут нужно показывать характер. Мягкие не выигрывают гонки, и их не помни история.

И вот Шумахер уходит. Сегодня он выиграл свою первую гонку в Китае — за две гонки до завершения, в чемпионате паритет между ним и Алонсо. Как бы я не относился к Красному Барону раньше, я искренне желаю ему победы в чемпионате. Это было бы мажорным аккордом в уходящей эпохе. Эпохе Михаэля Шумахера.

Asher 2006 г.