Меня всегда удивляла тяга людей к традициям. Это такие действия, которые когда-то в мохнатые века носили вполне осмысленный характер (например, забивать гулящую женщину камнями), имели конкретные цели, и перекочевавшие в наше время. Когда уже смысла в этом нет, да и причины, почему делалось так, уже забыты.

Банальный пример – жать друг другу руку. Этакое ритуальное поглаживание рук. Кому оно сейчас нужно? Если раньше приветствие, именно таким способом выражало родовую, клановую принадлежность, выражение воинского братства и т.п. (именно вследствие этого существует достаточно много вариантов "пожатия рук"), то сейчас что же?

Просто формальный ритуал - не значащий ничего. Ровным счетом, мало того, что здороваться за руку со всеми это минимум не гигиенично. Утрачен сам смысл - из приветствия друга или соратника, которые "заслужили" это право. Причину я вижу в нивелировании этих понятий, когда друг был "верный, не предавал и дальше по списку" (я говорю пока только об общепринятом значении слова), теперь друзей нет, есть знакомые.

Подруга моей матушки, на каждый день рожденья ждет 44 звонка от "друзей", притом, что эта подруга с каждым из них имеет поганые отношения. Так и сейчас пожал 40 рук и вроде, как ты не одинок - вон, сколько у меня "друзей". Возможно это следствие глобализации, когда каждый конкретный человек, значит все меньше, ютиться в своей малогаборитке перед ящиком, ощущая себя лишь винтиком. И этот своеобразный ритуал как бы вырывает его из одиночества, которого обычный человек очень боится.

Еще один ритуал, который я не понимаю - это хождение по несколько раз в год на могилы родственников. Про то, что закапывать мертвых не буду говорить, я лично сторонник кремации, и это будет одним из условий в моем завещании Дело да же не в похоронах, как таковых - а в обряде хождения к ним. На последнем дне рожденье отца я долго спорил с представителями старшего поколения о глупости данного мероприятия (мои сверстники меня поддержали, но думаю больше просто из-за лени, куда бы то ни было ехать, и отрывать зад от телека).

Главный аргумент, который мне высказывали - это хранение памяти, о предках. Но что же это за память? Которую можно поддерживать только регулярным посещением могилы? Я вижу тут банальный страх - страх забвения, когда ничего в жизни запоминающегося не совершил, и да же собственные дети будут тебя помнить только потому, что ты их родитель. Это банальное вырождение в винтики. В серость, что тебя не будут помнить ни за поступки, ни за ум, ни да же за глупость, ни твоя жизнь, ни да же твоя смерть, и единственный повод, когда вспомнят - это распитие водки каждый год в день твоей смерти.

Asher 2005 г.