Краткая история японских единоборств

jiuИсторически в Японии было много воинствующих кланов, а жизнь японцев проходила в частых военных конфликтах. Почти у каждого клана была своя школа военной подготовки. В каждой школе, естественно, были несколько отличные от других школ методы подготовки и наборы приемов (и, кстати, не факт, что одни из них были эффективнее других).

Безоружные приемы составляли лишь малую часть программы подготовки в таких школах, ведь такие программы включали в себя и верховую езду, и стрельбу из лука, и работу с различными видами оружия (мечи, алебарды, копья и пр.), и связывание противника, и сигнализацию, и основы тактики и стратегии ведения боевых действий, и шпионаж с диверсиями, и приемы пыток, и рисование и чтение карт и т.д. и т.п. Повторю, собственно борьба без оружия – дзю-дзюцу или джиу-джитсу, составляла лишь малую часть программы подготовки.

Кстати, такая же картина наблюдается в подготовке солдат и сегодня – основное место в ней занимает освоение оружия, снаряжения, формирование умений подчиняться, действовать слаженно и пр. Изучают, конечно, и рукопашку, но это лишь дополнительная и в ряде случаев – факультативная часть подготовки современного воина.

В общем воевали японцы, воевали, учились самураи в своих школах, учились, и наступил, в конце концов, XIX век. А во второй половине XIX века после разгрома сословия самураев в результате просвещенного правления (мэйдзи), т.е. перехода Японии к активному перениманию достижений развитых стран Запада (примерно в то же время у нас отменили крепостное право), такие боевые школы пришли в упадок. Но появились отдельные люди, одни из которых хотели сохранить самурайское наследие, тогда как другие хотели на нем заработать. В основном продаваемой частью наследия самураев оказались приемы фехтования мечом и борьба без оружия (ну, и, до некоторой степени, стрельба из лука – это для любителей дзенской медитативной ерунды). Кроме того сыграла свою роль и тяга прагматичных западных людей к восточной экзотике и восточным хитростям: после того как Япония открыла свои границы, в Европе появилось множество учителей джиу-джитсу, которое тогда подавали и продавали как некое чудодейственное средство победы над противником (вспомните «баритсу» из Шерлока Холмса).

Так каков же арсенал дзю-дзюцу? Что удалось получить современным людям от средневековых самураев?

Говоря упрощенно, приемы дзю-дзюцу можно разделить на следующие две категории.

1. Приемы борьбы, которые можно в относительно безопасном режиме применять в ситуации реальной борьбы. Все эти приемы охватываются в большей своей части (именно в большей!) приемами различных национальных видов борьбы, причем, чем больше похожа одежда национального борца на доги (кимоно), тем выше, в принципе, будет сходство. (Это, кстати, было использовано в процессе советизации дзюдо и его превращения в самбо: в советское время было лучше ссылаться на приемы народов советского союза, чем на приемы буржуазной Японии). По сути, создатель дзюдо Дзигоро Кано и отбирал в различных школах дзю-дзюцу именно эти приемы, т.е. приемы, которые можно применять на соревнованиях и отрабатывать в режиме регулярных тренировок без постоянных разрывов связок, вывихов суставов и сломанных конечностей. Сюда же относятся болевые и удушения в стойке, правда, эти приемы, по-моему, в национальных видах борьбы представлены уже и реже, но все-таки представлены, например, в индийской национальной борьбе кушти (ее раздел – харасандхи).

2. Приемы борьбы, применение которых в ситуации реальной борьбы с высокой вероятностью приводит к травмированию противника. Это приемы, запрещенные в современных дзюдо и самбо: захваты за кисть, за пальцы и болевые воздействия на них, воздействия на голову, например, скручивание шеи противника с захватом за голову и пр. Я так понимаю, что в феодальной Японии эти приемы если и отрабатывались с реальной скоростью и силой, то только на пленных и преступниках, подобно тому, как умение разрубать мечом плоть отрабатывалось на приговоренных к смерти (а может это и легенда – слишком кровожадно имхо). Но повторю, эти приемы не составляли существенной части подготовки самурая, поскольку были частью части – сама борьба без оружия была незначительной частью подготовки самурая.

Большая часть приемов первой категории, включая болевые приемы в партере (рычаг локтя, узел локтя и пр. – они тоже малотравматичны, если делать их плавно и обращать внимание на сигналы сдачи, которые дает противник) вошли в дзюдо, а потом и в самбо.

Приемы же из второй категории вошли в айкидо, но, и это очень важное «но», эти приемы не применяются в айкидо в условиях реальной борьбы: в айкидо нет таких спаррингов, как в дзюдо и самбо (кстати, именно потому и нет, ведь если попробовать на реальной скорости и с вложением реальной силы выкручивать противнику кисти рук, то учащиеся школ айкидо все время будут пропускать занятия и ходить в фиксирующих повязках и в гипсе). Да и выполняются приемы айкидо так, чтобы полностью исключить травмы даже на тренировках – отсюда мягкие круговые движения, характерные для приемов айкидо. Поэтому айкидо в итоге стало еще менее применимым в реальном бою, чем спортивное дзюдо. В последнем, по крайней мере, спарринг – это активность, весьма близкая по своей энергоемкости и своему содержанию (необхоимость волевого преодоления) к реальной драке, приемы оказываются довольно травматичными (у нас ведь асфальт кругом, мраморные полы и пр.), да и физическая подготовка в дзюдо посерьезнее будет.

mother morihei
На фото создатель айкидо Уэсиба Морихей в образе Великой Матери

Вообще нужно заметить, что Уэсиба Морихей оказался из-за деятельности Дзигоро Кано в сложной ситуации. Заработать на наследии самураев Морихею хотелось, но Кано его обогнал: все нетравматичные техники, которые можно применять в спарринге, практиковать в регулярном режиме (а только на основе таких приемов можно создавать действительно массовые спортклубы), последний забрал в дзюдо. Поэтому Морихею пришлось выкручиваться: отказываться от спарринга, уменьшать травматичность приемов за счет плавности и круговых движений, ну, и подводить подо все это мистические основы…

Кроме того, некоторые приемы из второй категории входят в прикладные разделы дзюдо и самбо. Это такие приемы как болевые в стойке (загиб руки за спину и пр.). Конечно, в этом случае их отрабатывают иначе, чем в айкидо – без мистики, без лишних кругов и плавности, без цитирования пассажей из плохих переводов «Дао дэ цзин» и афоризмов Уэсибы Морихея. Но об отработке таких приемов в реальном режиме не может быть и речи. В любом случае эти приемы не составляют существенной части специальной подготовки тех, кто такие приемы изучает (полицейские, например).

Кстати, на мой взгляд, полицейским из арсенала дзю-дзюцу нужнее всего приемы конвоирования, которые применяются в ситуации, когда противник не оказывает слишком активного сопротивления, но вот убежать может. Для ситуаций же активного сопротивления лучше использовать полицейское оружие. Да и для конвоирования лучше применять наручники и действовать вместе с напарником, а не в одиночку. (Обращали внимание, как утаскивают агрессивных и экстремистски настроенных оппозиционеров с митингов или как конвоируют по зоне особо опасных заключенных? – там как раз двое на одного и загиб руки за спину).

Что касается применения приемов из второй категории в ситуации нападения человека с ножом, с арматурой, с травматом, могу сказать: от оружия можно защититься только другим оружием. Если на Вас пошли с ножом, возьмите в руки стул, ножку от стула, бутылку, ящик, камень, убегите, наконец, но только не пытайтесь ловить руку атакующего и выкручивать ему кисть!

Добавлю вместо заключения, что не стоит превозносить Японию, объявляя ее матерью приемов борьбы: как говорил один мой тренер: «у любого человека две руки и две ноги», поэтому зная биодинамику человека, можно было разработать приемы бросков, удержаний и болевых и без Дзигоро Кано. Что мы и видим, кстати, на примере других олимпийских видов борьбы: греко-римской и вольной, а также на соревнованиях по национальным видам борьбы (куреш и др.)

Конечно, приведенное выше описание очень упрощенное, в нем я намеренно не эксплицировал многие факторы и аспекты, но в целом все были именно так, как описано выше.

P.S. Я тут не касался истории карате: может быть, напишу о нем когда-нибудь отдельно. Хотя, в принципе, ситуация в нем была та же: окинавским мастерам не давали покоя лавры (мировая известность и доход) доктора Кано, а по-настоящему массовыми (т.е. по-настоящему прибыльными) могут стать только нетравматичные «боевые искусства», которые скорее создают иллюзию силы, чем позволяют развить силу реальную.

Александр Невеев