О пользе науки
Некогда в разгар одной эпидемии медицинскому факультету Парижского университета было поручено выяснить причины эпидемии. Учёные мужи долго совещались и в итоге предоставили заказчику подробный отчёт, в котором на основании самых последних данных науки объяснялось, что угрожающую всему человечеству страшную болезнь вызвало тройное соединение Марса, Юпитера и Сатурна в созвездии Водолея. Заключение парижских учёных стало официальным, его перевели на многие языки и оно было признано единственно правильным учёными всего мира, включая арабских врачей Кордовы и Гранады.
Заказчиком исследования выступал король Франции Филипп VI. Дело происходило в 1348 году. А упомянутой страшной болезнью была бубонная чума.
Как писал один авиньонский священнослужитель, причиной возникновения чумы является «самый ужасный из всех существующих ужасов». По оценке папы Климента VI, от чумы погибло 23 млн. человек, что составляло примерно треть европейского населения в XIV веке.
Как сообщали хронисты, в Париже, где чума свирепствовала весь 1346 год, ежедневно умирали 800 человек, в Пизе – 500, в Вене – от 500 до 600.
Круче всего приходилось в закрытых местах жительства, таких как монастыри. Стоило заболеть одному человеку, как вскоре умирали почти все. Например в Монпелье из 140 доминиканцев выжило только семь человек. Картезианец Герадо, брат знаменитого Петрарки, похоронил всю свою братию, состоящую из 34 монахов и самого настоятеля. Иногда он предавал земел до трёх человек в день. В итоге он остался один вместе со своей собакой и немного поразмыслив, почёл за благо отправиться на поиски нового жилища.
Во Флоренции мёртвых хоронили члены Общества милосердия, основанного в 1244 году для ухода за больными и сирыми. Члены общества носили красные мантии и капюшоны с прорезями для глаз, что придавало им довольно зловещий вид.
Как отмечали хронисты, «в эти дни хоронили без сожаления и предавались любви без страсти». Впрочем, предавались любви без страсти отнюдь не все. Безнравственность в эти года разрослась чудовищно. На некоторых напал странный психоз, выражающийся в длительных, до изнеможения, танцах. Некоторые полагали, что безудержные танцы под бравурную музыку отпугнут чуму.
Некоторые пытались делать на чуму свой локальный гешефт. Так, настоятель аббатства Святого Мартина Жиль ли Мюизи сообщал, что городские пономари решили заработать на эпидемии, для чего звонили в колокола днём и ночью. Безостановочный погребальный колокольный звон поверг город в страх. В итоге муниципальные власти запретили звонить в колокола, а заодно носить траурные одежды, а хоронить умерших разрешалось не более чем двоим родственникам. А то бесконечные массовые погребальные процессии тоже сильно действовали на нервы.
Чума выкашивал целые деревни. А оставшиеся в живых крестьяне впадали в прострацию – не работали в поле, не пасли скот. В итоге скот дичал, разбредался, массово погибал также от заразы. В Англии повсюду был массовый падёж овец. Генри Найтон, каноник Лестерского аббатства, сообщал о неком пастбище, на котором зараз погибло до пяти тысяч овец. «Их разложившиеся тела испускали такое зловоние, что ни один зверь и ни одна птица даже не приближались к ним». В австрийских Альпах волки боялись приближаться к овцам, словно чуя неладное. Зато в Долмации волки ворвались в поражённый чумой город и напали на оставшихся в живых горожан. В городах, кстати, вместе с людьми гибли собаки и кошки.
От чумы лечили разными методами. Например для устранения из организма инфекции применяли кровопускание, компрессы, очищение желудка клизмой или слабительным, прожиганием или вскрытием бубона (чумного нарыва). Неплохим средством считали принимаемые внутрь таблетки из растёртых до порошка оленьих рогов. Состоятельным пациентам прописывались таблетки из истолчённого в порошок жемчуга. Медики того времени в принципе довольно логично рассуждали, что эти таблетки будут приносить некоторое облегчение больному уже от осознания дороговизны лекарства. В наши дни, кстати, как не странно этот метод XIV века работает не менее успешно.
Ещё одно довольно любопытное средство – лекари советовали больным посещать общественные уборные. Это интересное лечение было вызвано тем, что в среде некоторых медицинских святил того времени было распространено мнение, что зловоние отгоняет чуму. Впрочем, далеко ходить часто было и не нужно – средневековая канализация представляла из себя перекрытые плитами открытые каналы, проходящие по центру узких улочек. Так что в некоторых местах зловоние на улице могло посоперничать с общественными уборными. Такие каналы вели либо в выгребную яму, либо в ближайшую реку. Нечего и говорить, какие культуры бактерий водились в этих реках.
Средневековые города вопреки бытующему сегодня мнению, убирались не так уж и плохо. Существовали специальные отряды мусорщиков и возчиков. Но проблема была в том, что эти почтенные категории подвергались атакам заражённых чумой блох точно также, как и все остальные. В связи с чем эпидемия их выкашивала наравне со всеми прочими. В итоге количество мусорщиков и возчиков уменьшилось настолько, что улицы городов стали представлять из себя совсем уж неприглядное мнение. А впадшие в апатию жители и не думали что-либо предпринимать на этот счёт. Английский король Эдуард III написал гневное письмо мэру Лондона, в котором выразил высочайшее неудовольствие тем, что улицы города полны нечистот, а воздух такой тяжёлый, что нечем дышать. Письмо оканчивалось строгим требованием убирать улицы «как прежде». Но муниципальные службы при всём желании не могли убирать улицы «как прежде». Ведь «прежде» улицы не были заполнены трупами погибших от чумы людей.
Города, высшие чиновники и крупная знать как могли боролись с распространением чумы. Многие города ввели карантин. Например, когда чума появилась в Пизе и Луки, власти находящейся неподалёку Пистойи запретили жителям города возвращаться после посещения зачумлённых городов. Был наложен запрет на ввоз шерсти и тканей. Учитывая, что блохи (наряду с чёрными крысами) были основными переносчиками чумы, эта мера была не такой уж непродуманной. В некоторых местах власти требовали закапывать чумные трупы как можно глубже. Однако уменьшающемуся и ослабевшему населению было тяжело выполнить эти требования. Иногда трупы лишь слегка присыпали сверху землёй. В итоге их раскапывали одичавшие собаки и разносили чуму далее.
Некоторые руководители на местах для борьбы с чумой прибегали к средствам просто чумовым. Например архиепископ Милана Джованни Висконти предпринял меры, которые даже по средневековым представлениями взывали оторопь. Джованни Висконти приказал сжигать вместе с жильцами все дома, в которых были больные чумой. Помните соответствующие кадры из советского фильма «Сказка странствий»? Так вот это была вовсе не сказка, а реалии средневековой Европы. Других средств борьбы с эпидемией просто уже не оставалось. И, между прочим, Милан не очень сильно пострадал от чумы. Возможно эти драконовские меры помогли.
В Англии такую же инициативу проявил владелец Ноузли-холла (что в Лестершире). Он сжёг охваченную чумой деревню, находящуюся рядом с его поместьем, вместе со всеми жителями.
Самые видные мыслители того времени напряжённо размышляли о том, за что Господь допустил такое? Очень скоро они пришли к выводу, что виной всему человеческие грехи. Из чего разумеется следовало, что во всём виноваты – евреи. Весной 1348 года начались гонения на евреев, а в Нарбонне и Каркассоне их стали изгонять из городов и даже сжигать. Собственность опустевших еврейских домов была приятным бонусам борцам с бубонной чумой. Разумеется расплодились свидетели того, как евреи отправляют христианские колодцы. Французский придворный поэт Гийом де Машо сочинил лирическую балладу:
Многие ключи и колодцы,
Доселе чистые и живительные,
Евреи по злому умыслу отравили.
Тем самым Гийом де Машо на целых шесть веков опередил известного автора и исполнителя Аркадия Северного.
Ну и разумеется ростовщичество, которое было названо одним из главных грехов и, соответственно, одной из главных причин бубонной чумы. Впрочем, власти пытались защитить евреев от разгула низменных инстинктов толпы. В 1348 году папа Климент VI издал буллу. Запрещавшую без суда убивать евреев, а также насильно обращать их в христианство. Официальные власти ряда городов также пытались пресечь антисемитские эксцессы. Однако в условиях всеобщего хаоса, часто мало что могли предпринять. Тем более если папская булла запрещала убийства без суда, то не представляло большой сложности осуществлять убийства по суду.
Примечательным в этой связи является первый публичный процесс над евреями, состоявшийся в сентябре 1348 года в Савойе. Евреи обвинялись в отравлении колодцев и ключей. Обвиняемые под пытками «признались» в существовании международного еврейского заговора с центром в Толедо. Из Толедо евреи-заговорщики с целью отправления ключей и колодцев по всей Европе стали распространять яд. Яд упаковывался в специальные кожаные мешочки, куда вкладывалась также и инструкция для местных еврейских общин, как правильно травить христиан. Суд признал всех виновными. Одиннадцать евреев были сожжены, а остальные в течение шести лет должны были выплачивать штраф в размере 160 флоринов за разрешение оставаться в Савйое. Решение этого суда затем было использовано в качестве образца на многих подобных процессах, инициированных по всей Европе.
Климент VI выпустил очередную буллу, в которой пытался донести мысль, что евреи гибнут от чумы точно также, как христиане и что те, кто обвиняет евреев, «обмануты дьяволом». Но мировая общественность предпочла данную буллу проигнорировать. 9 января 1349 года в Базеле всю еврейскую общину из нескольких сотен человек сожгли в деревянном бараке, специально для этого построенном на одном из островов на Рейне. В Страсбурге городской совет, выступавший против преследования евреев, был смещён по инициативе городских гильдий. Новый городской совет Страсбурга исповедовал иные взгляды и в феврале 1349 года около двух тысяч евреев были сожжены на кострах. Спаслись только те, кто принял христианство.
Помимо истребления и изгнания евреев, европейская общественность применяла и другие специфические способы борьбы с чумой. В частности, появилось и стало быстро набирать большую популярность движение флагеллантов. Флагелланты представляли из себя религиозных фанатиков, которые ходили толпами по городам и бичевали себя плётками с гирьками на концах. Флагелланты считали, что бичуя себя, разрывая тело в кровь, они спасают всё человечество от грехов. Флагелланты объединялись в товарищества по несколько сот человек сроком на 31 день. Весь этот срок флагеллантам было запрещено тратить на своё содержание более 4 пенсов в день, мыться, стричься, менять одежду, спать в постели и вступать в связь с женщиной. Правда позднее от полного запрета на связь с женщинами, флагелланты вполне логично перешли в противоположную крайность. Они стали устраивать специфические оргии, сочетающие самоистязание с безудержным сексом, став тем самым первооткрывателями садомазохизма.
При всём при том, что все эти толпы представляли из себя сборище отвратительно воняющих сумасшедших извращенцев, горожане встречали их благоговейно. При их приближении звонили колокола, люди устраивали их на ночлег, приводили к ним на излечение хворых детей, морали свою одежду в их крови, а затем хранили как предмет поклонения. Движение стало набирать такую силу, что в него стали вливаться даже рыцари и светские дамы. Флагелланты стали конкурентами официальной Церкви. Естественно, что очень скоро эти буйно помешанные главным свои врагом объявили евреев. Входя в город толпы этих фанатиков устраивали погром еврейского квартала, в чём им помогали и местные христиане. Во Фрайбурге, Аугсбурге, Нюрнберге, Мюнхене, Кенигсберге и ряде других городов еврейское население подверглось полному истреблению. Иногда евреи, чтобы не попасть живыми в руки флагеллантов, сами сжигали себя в своих домах, как произошло это в марте 1349 года в Вормсе. А во Франкфрте-на-Майне это самосжигание евреев даже вызвало пожар в городе. Из чего можно предположить, каким изуверским пыткам подвергали флагелланты евреев перед убийством. Иногда евреи оказывали активное сопротивление. Например в Майнце, где была очень крупная (возможно самая крупная в Европе) еврейская община, её члены организовали самооборону и уничтожили несколько сотен нападавших. Но это только распалило ярость флагеллантов и они начали более мощное наступление. 24 августа 1349 года в Майне погибло 6 тыс. евреев. В том же году 3 тыс. евреев было уничтожено в Эрфурте.
В октябре 1349 года Климент VI запретил движение флагеллантов. Французский король Филипп VI также запретил движение флагеллантов и в конце-концов оно прекратилось. Последние вспышки насилия над евреями произошли в декабре 1349 года в Брюсселе и Антверпене. А Парижский университет на последних научных данных пришёл к выводу, что никаким особым благорасположением Бога флагелланты не пользуются.
Всё-таки что не говори, а наука – это сила.
Кстати, во время чумы появился довольно любопытный культурный феномен, под названием «чумные доктора». Это были доктора, специальные «натренированные» на борьбу с чумой. Какими-то особыми методами лечения они не отличались. А в европейскую культуру они вошли своим специфическим видом. Чумной доктор носил специальный защитный костюм. Главной завораживающей частью этого костюма была защитная маска с «клювом», в который закладывались ароматические вещества, чтобы предохранить доктора от страшного зловония. Кроме того на докторе был специальный длинный кожаный плащ до пят, узкие брюки, ботинки и специфическая шляпа. Все элементы были кожаными. Внешний вид чумного доктора можно заценить на заглавной картинке к этой статье.
Вот такая леденящая кровь история. Которая на мой непросвещённый взгляд куда интереснее, чем нудняки с выборами мэра Москвы или реформированием РАН. Так что для того, чтобы хоть немного разрядить очумевший ТОП жж, поддержите эту историю боевыми перепостами (можно воспользоваться специальной кнопкой) и яростным комментированием.