Приложение №3
Магия, колдовство и йога
8.0 Путаница в определении этих трех понятий, а также непонимание их взаимосвязей обычное явление. "Йогой" называют колдовство или даже просто физические упражнения, а колдовство зачастую предполагают там, где кроме магии ничего нет. О магии было сказано достаточно; но поскольку в Инструкции встречаются и остальные два термина, необходимо уточнить их определения; пользуясь случаем, я попробую также внести некоторую ясность в вопрос об отношениях между Йогой, колдовством и магией.
8.0.1 Тема эта имеет самое непосредственное отношение к исходной проблеме настоящей Инструкции: попытке выяснить, зачем люди "занимаются магией" (см. 1.0.1). Она представляется мне очень важной и для уяснения общей ситуации в современном "оккультно-духовном мире", где, по моим наблюдениям, Йога и колдовство превратились в нечто вроде фигового листа для магии.
8.0.2 Здесь и далее под магией подразумеваются соответствующие психоэнергетические механизмы, а не магическая экзистенциальная ориентация (см. 7.8).
8.1 Магия это изощренное "знание" психики другого человека и основанная на таком "знании" власть над его сознанием. И хотя маг воспринимает человека буквально на "животном" уровне (уровне "брюшного мозга" солнечного сплетения), то есть в некотором смысле экстрасенсорно, магия в основном может быть отнесена к области, изучаемой психологией. Напротив, колдовство составляет предмет парапсихологии.
8.2 Колдовство это Сиддхи ("достижения"), необычные психические способности. Сиддхи бывают пассивными и активными. В любом случае они становятся возможными лишь тогда, когда мы обретаем "фундаментальную Сиддху" способность воспринимать какую-то иную, отличную от тривиальной плоскость (или плоскости) реальности.
8.2.1 Такое восприятие иного измерения реальности может дать пассивные Сиддхи, например, различные формы экстрасенсорного восприятия, медиумические способности, ясновидение и т.п.
8.2.2 Активные Сиддхи представляют собой способность не только воспринимать какой-то нетривиальный срез реальности, но и действовать на нем. Примером элементарной формы произвольной активности на нетривиальном срезе может служить лечение наложением рук.
8.2.3 Таким образом, колдовство определяется как качественное изменение актуального объекта сознания и связанные с этим нетривиальные формы восприятия, а также основанные на них нетривиальные формы личной активности в тривиальном мире. Наиболее ярко выраженным проявлением колдовства как изменения актуального объекта служат полные выходы сознания на иные планы восприятия реальности ("астральные путешествия" и т.п.).
8.3 Почему все это называется "колдовством"? Действительно, под колдовством мы привыкли подразумевать довольно определенный набор кондовых действий, связанных с приворотными и отворотными зельями, наведением порчи и т.п. Напротив, здесь данный термин накладывается на очень широкий класс явлений. Делается это исключительно с целью отграничить их, с одной стороны, от магии, а с другой от Йоги.
8.4 Поскольку Йога, как и колдовство, представляет собой качественное изменение сознания (в отличие от ментального, количественного изменения, связанного с расширением и углублением знания о мире, даваемого наукой), йогический опыт путается с колдовским, можно сказать, традиционно. Вместе с тем различие между Йогой и колдовством не менее глубоко, чем между магическим и духовным (см. 7.3.2).
8.5 Если колдовской опыт предполагает качественное изменение прежде всего объекта восприятия (изменение субъекта здесь принципиального значения не имеет), то отличительной чертой йогического опыта служит качественное изменение именно субъекта восприятия; уровень восприятия объективной реальности при этом может оставаться без изменений.
8.5.1 Причем, когда говорится о йогическом изменении субъекта, подразумевается отнюдь не подмена одного ментального отождествления другим, нетривиальным, например, "я это деревья, дома и птицы", или "я воплощение того-то и того-то", или "я Дух" и т.д.
8.5.2 Такого рода ментальные отождествления приятны свежестью необычного состояния восприятия. Они полезны в качестве упражнений, раскрепощающих ментал; действительно, теоретически я и все это что ни назови. Однако устойчивый диктат над самосознанием какого-то ментального отождествления служит симптомом патологического процесса, а именно нарушения субординации, соподчинения уровней психики.
8.5.3 Качественное изменение субъекта восприятия (самосознания) предполагает смещение самосознания относительно "эго", а не изменение последнего.
8.5.4 Я остаюсь тем же, кем был, но я теперь уже не я... О подобных переживаниях трудно, точнее, невозможно говорить, да это и ни к чему.
8.5.4.1 Можно было бы воспользоваться классической формулировкой, согласно которой я перестаю отождествляться с "эго" и становлюсь "Самим Собой". Но любые формулировки представляют собой продукт ментального уровня, лежащего по определению ниже уровня "эго". И поскольку путь ментала, обращенного ввысь, с необходимостью проходит через сферу "эго", на ментальном (то есть выразимом, артикулируемом, включающем как внешнюю, так и внутреннюю речь) уровне нашим "я" всегда будет оставаться "эго". Ментал победить "эго" не может.
8.5.5 Тем не менее, эти невыразимые, невоспроизводимые ментально и зачастую мимолетные духовные прорывы ведут к коренному пересмотру ценностей у испытавшего их человека, к радикальному изменению его жизненных ориентаций, преобразованию мотивов и форм его деятельности.
8.5.6 Теперь, перефразируя пункт 8.2.3, можно определить Йогу как качественное изменение актуального субъекта сознания и связанные с этим нетривиальные формы восприятия тривиального мира, а также основанные на них нетривиальные ("кармайогические") формы личной активности. Наиболее ярко выраженным проявлением Йоги как изменения актуального субъекта служат состояния, предшествующие Самадхи, которые в различной степени приближают субъект восприятия к своему объекту.
8.6 Итак, нетривиальные формы психического опыта можно разделить на две группы: с изменением актуального объекта восприятия и с изменением актуального субъекта восприятия. Первая группа составляет область колдовского опыта, а вторая йогического.
Примечание. Чтобы яснее стало, почему данная форма психического опыта определяется как йогическая, следует вспомнить два основных этимологических значения слова "йога" "соединять (воссоединять)" и "обуздывать (покорять)". Первое выражает сущностное направление духовного этапа (см. 7.3) естественной эволюции сознания: воссоединение последнего со своим источником, "возвращение домой". Второе выражает сущность сознательной эволюции, "Пути": стремление обуздать, покорить флуктуации естественного процесса, направить его по возможно более короткому пути к цели.
8.6.1 Принято считать, что практика, описанная выше как колдовская (см. 8.2.3), имеет какое-то отношение к целям духовного развития. Вот только какое?
8.6.2 Что за вопрос! Повсеместно бытует мнение, будто путь колдовства (то есть изменения актуального объекта восприятия) представляет собой едва ли не единственно верный путь, "путь практики, свободной от теоретических спекуляций". Далее мы попробуем выяснить, насколько верна такая точка зрения.
8.7 Как уже говорилось, колдовство, наряду с Йогой, связано с качественным изменением сознания. Но можно ли в случае колдовства говорить об эволюции сознания? Могут ли разнообразные формы колдовства быть выстроены в иерархическую систему переживаний, ступени которой предполагали бы какую-то конечную цель, подтверждающую не-праздность различных уровней промежуточного колдовского опыта и оправдывающую их необходимость для ДУХОВНОГО роста?
8.7.1 Теоретически такую систему выстроить можно. Более того, ее аналог уже существует в форме так называемой Кундалини-Йоги.
8.7.2 Процесс "поднятия Кундалини" сквозь различные Чакры представляет собой процесс прохождения сознания через различные планы восприятия реальности, различные "уровни проявления". Тантрическая Йогасадхана это классический "путь колдовства", состоящий в последовательном изменении актуального объекта с постепенным его утоньшением и последующим слиянием с актуальным субъектом восприятия.
8.7.3 Такой подход по сравнению с ведантическим духовным утилитаризмом, который в своем стремлении к Абсолюту "с преступной легкостью" отбрасывает весь спектр проявления, может показаться более целостным, всеобъемлющим, интегральным. Однако в этой связи интересно отметить, что Садхаки подлинной Кундалини Йоги (а не широко распространенных ее оккультных перепечаток) также не занимаются исследованием и использованием каких бы то ни было промежуточных этапов Садханы различных "нетривиальных срезов", миров, сквозь которые их сознание проходит на пути к "высшему из миров", где Ты То.
8.8 Кундалини Йога (если она выполняется как Йога) это единственный в своем роде случай "незаурядного колдовства", действительно представляющего собой путь духовного развития. В отличие от собственно колдовства эта, как и любая другая форма Йоги, ничего НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ и ничего НЕ ИССЛЕДУЕТ; ее задача состоит в ИЗМЕНЕНИИ нашего непосредственно переживаемого существования через изменение его субъектной составляющей самосознания.
8.8.1 Йогину вовсе не обязательно, как говорят колдуны, "что-то уметь". Ему это просто ни к чему. Прелести любого из уровней явленного мира слишком "блеклы", они "выцвели" и уже не могут увлечь йогина, усматривающего смысл настоящего этапа своего существования единственно в обретении того, чего он никогда не терял, в возвращении туда, откуда он никогда не уходил.
8.8.2 Очевидно, характерной чертой западного колдовства, которая отличает его от восточной Кундалини Йоги, служит именно отсутствие такого духовного стержня, четкого представления об иерархической системе нетривиального психического опыта, о смысле такой иерархии.
8.8.3 В данной сфере наших колдунов традиционно интересует не продвижение, а исследование, не путь, а цветы у дороги, не Садхана, а Сиддхи. Теософская попытка синтеза, прививки востокообразной духовной ориентации западному оккультизму, произвела чисто ментальное, формальное действие и не внесла каких-либо сущностных изменений в отношение западных колдунов к своей деятельности.
8.8.4 Поэтому хотя теоретически путь колдовства (то есть постепенного качественного изменения актуального объекта восприятия) и может рассматриваться в как один из вариантов духовного развития (то есть эволюции самосознания, Йоги), на практике колдовская "духовная практика" в абсолютном большинстве случаев оборачивается исследованием тонкоматериального ("энергетического"), в лучшем случае витального ("астрального") уровня проявления. С чьей-то легкой руки даже Чакры наименовали "энергетическими центрами" не более.
8.9 Миры, исследуемые колдунами, столь же бесконечны, как и наш мир. Много ли здесь можно наисследовать в одиночку или даже разрозненными группами? Многого ли можно достичь? И зачем? Какова все-таки конечная цель колдовской работы на иных уровнях проявления?
8.9.1 Этот вопрос я пытаюсь выяснить у каждого колдуна, с которым меня сводит жизнь, и, надо сказать, ничего вразумительного услыхать мне пока не удалось. Возможно мне, как человеку "не прошедшему посвящения", просто нельзя знать о подобных вещах? Но ведь речь идет не о профессиональных секретах колдовской техники. По-видимому, здесь "нечего скрывать, кроме своих цепей". И одна честная колдунья действительно подтвердила мои догадки: никакой "конечной цели" у колдовства нет, как нет ее, скажем, у физика, пытающегося проникнуть в тайны мироздания, сталкивая неизвестно что с неизвестно чем.
8.10 Попробуем рассмотреть этот вопрос с другой стороны: почему люди обращаются к колдовству? Что ими движет, каков ведущий мотив обращения к колдовству? На мой взгляд, мотив здесь тот же, что и в любой другой области исследования бесконечных чудес мира проявления, а именно, удовлетворение естественного исследовательского инстинкта.
8.10.1 Могут возразить, что ведущий мотив обращения к колдовству менее "физиологичен": ведущим мотивом здесь якобы служит возможность обретения так называемой "реализационной власти", то есть способности воплощать даваемую Йогой "сознательность". Однако это возражение не может быть принято: во-первых, человек выходит на путь Йоги лишь через отречение от личной воли; во-вторых, на этом пути отсутствуют какие-либо "достижения", требующие своего объектного воплощения.
8.10.2 Если же, несколько понизив пафос, предположить, что мотивом обращения к колдовству служит возможность воплощения личной воли или, другими словами, непосредственная власть над физическим планом, то игра вообще не стоит свеч. Стремление к такой власти не может быть мотивом обращения к колдовству, поскольку для ее достижения существуют гораздо более дешевые, эффективные и быстродействующие средства.
8.10.3 Действительно, ведь власть над физическим планом (власть над ментальным или астральным планом еще не представляет собой воплощения личной воли) распадается на власть над людьми и власть над природой. Первую дает магия, которая прекрасно обходится и без колдовства, а относительно второй все сказано в известной притче о подвижнике, сумевшем перейти реку по воде "ако по суху": за двадцать лет напряженной работы над собой он достиг того же результата, которого другие люди достигали, заплатив пару монет паромщику.
8.11 Но если ведущим мотивом и, следовательно, конечной целью такого рода деятельности служит удовлетворение исследовательского инстинкта, к чему тогда вся эта колдовская помпа, к чему многозначительные гримасы, секретничанье и "игра во взрослых"? Короче говоря, к чему магия? Ведь физика, химия, астрономия, вообще любые другие формы исследования мира прекрасно обходятся без магии.
8.11.1 Магу не обязательно становиться колдуном, ему достаточно сделать вид, будто он колдун и сойдет; вероятность натолкнуться на настоящего колдуна, который бы мог вывести его на чистую воду и занялся этим, ничтожно мала. Но если магия может обойтись без колдовства, то колдовство обойтись без магии пока не может.
8.12 Колдун вынужден становиться магом по той причине, что в контексте нынешней нашей культуры для колдовства места нет; колдовство все же выбивает себе такое место на правах исключительности, и исключительность эта создается при помощи магии. Ведь только с помощью магии человека можно заставить поверить в вещи более чем сомнительные с точки зрения его личного жизненного и психического опыта.
8.12.1 Чтобы приносить ощутимые плоды, исследование "нетривиальных срезов" реальности (как и всякое другое исследование) не может выступать в качестве хобби и требует от исследователя полной вовлеченности. Но, в отличие от "всяких других", колдовские исследования в принципе не могут служить источником средств к существованию: за них, грубо говоря, не платят.
8.12.2 С одной стороны, материально не подкрепленный энтузиазм любого рода (не обязательно колдовской) уже сам по себе вызывает подозрение приземленно здравомыслящего человека. С другой стороны, область психического опыта, исследуемая колдунами, для преобладающего большинства людей закрыта, то есть попросту не существует. Не удивительно, что это преобладающее большинство относится к самой возможности колдовства с большим недоверием.
8.12.3 Не удивительно также, что в подобных условиях людям с сильно развитым исследовательским инстинктом приходится в целях самозащиты активно внушать себе и потенциально враждебному окружению, что их деятельность это не блажь, а нечто гораздо более важное.
8.13 В данном случае магия это защитная реакция психики колдуна на среду. Без магии его растоптали бы в два счета.
8.13.1 Исследователь иных уровней проявления просто вынужден, чтобы его, посчитав безнадежным выродком, который неизвестно зачем неизвестно чем занимается, не раздавила машина общественного мнения, просто вынужден НАПУСКАТЬ СТРАХУ на это мнение, таинственно намекая о Неизвестных Отцах, Иерархии, Трансгалактической Цивилизации, загадочных экспериментах и прочем эзотерическом "опиуме народа". В сущности, колдун вынужден становиться кокеткой, которая заигрывает с угрюмой средой, пощекатывая ее муладхарные предчувствования того, что "познано, кажется, еще не все".
8.14 Однако нагнав на публику магического туману, колдуны в конце концов теряют из виду критерии реальности и начинают верить себе сами.
8.14.1 Комплекс неполноценности естественно трансформируется в манию величия, а чувство отверженности в чувство исключительности. Как-то сам собой возникает вопрос о том, "кто же здесь главный". Вокруг отдельных психонавтов начинают возникать неопределенного назначения тайные общества, подпольные организации и эзотерические ячейки; складываются иерархии, не какие-то там, а самые "настоящие", с выходом на Космический Разум. В человеческих отношениях прочно устанавливается дух внутристадного соперничества.
8.14.2 Маги искусственно разжигают бушующие здесь сектантские страсти, приводя колдовской мир в состояние "магической войны" всех против всех, превращая его в область "перманентной склоки". Разделяя, они властвуют.
8.14.3 В ходе эскалации магического гипноза и самогипноза колдуны незаметно запутываются в собственном воображении, теряют внутреннее равновесие и валятся в болото эгоцентризма, оказываясь среди пресмыкающихся там магов, которые усвоили правила этой камуфляжной игры раньше и лучше их.
8.14.4 Так люди, выйдя на поиски колдовства, попадают в ловушку магии. Обманув окружающих для того, чтобы выжить, они самообманываются и, в свою очередь, становятся жертвами обмана тех, кто живет обманом. Благодаря магам сила сознания, необходимая колдунам для исследовательской работы, убивается ими на возню в магическом песочнике, точке, с которой они не могут сдвинуться уже много веков.
8.15 Таким образом, магия и колдовство образуют единый конгломерат, традиционно именуемый просто "магией". После всего сказанного о различиях между собственно магией и колдовством, можно согласиться, что это общее для них традиционное название справедливо, поскольку вполне отражает наличное положение вещей: почти безостаточную растворенность колдовства в магии.
8.15.1 Смогут ли освободиться от магии современные колдуны, дети НТР? Пока что, во всяком случае, они не спешат этого делать. Да и не в их это силах, "ибо вы еще плотские". Предварительно должен быть преобразован весь пласт общественного сознания.