Глава 14. Психологические причины кризиса западной цивилизации

Часть 4. С колокольни маргинала

Если вы читаете данную книгу исключительно ради поиска практических советов для решения своих конкретных жизненных проблем, то эта ее заключительная часть может оказаться бесполезной. В отличие от предыдущей части книги, где была преимущественно практика, здесь в основном умничанье автора на некоторые отвлеченные от непосредственной жизни психологические и социальные вопросы. Поэтому прагматично настроенные читатели могут свое знакомство с книгой закончить на этих строчках без боязни пропустить что-либо полезное для себя. Любителя же поразмышлять над сложными вопросами существования человечества впереди ждут некоторые мысли, которые, возможно, покажутся ему неожиданными и далеко не бесспорными.

Вообще, философское осмысление своей маргинальной позиции формирует нетипичный для общественного мнения взгляд практически на все социальные, культурные и иные вопросы. Общеизвестные проблемы существования и развития человечества могут перестать восприниматься таковыми. Или же кардинально меняется понимание их детерминации, В то же время очевидными становятся совершенно иные проблемы, которых большинство людей просто не способно увидеть. В данной части книги я излагаю свое видение нескольких серьезных вопросов природы человеческого общества с точки зрения маргинала. Понятное дело, что типичные представители толпы, прочитав последующие главы, скорее всего, просто покрутят пальцем у виска. Кто-то, возможно, попытается получить удовольствие от бескомпромиссной критики отдельных положений прочитанного. При этом его поведение с научной точки зрения будет не совсем корректным, так как критиковать он будет с позиции совершенно иной парадигмы, в корне отличающейся от авторской. Если уж критиковать, то начинать этот процесс надо на методологическом уровне с критики самой парадигмы маргинальности. Если удалось доказать ее несостоятельность, то переходить на разбор отдельных положений уже бессмысленно. Если же опровергнуть альтернативную парадигму не удалось, то критику в этом случае ничего не остается, кроме как анализировать обоснованность высказанных мыслей с позиций парадигмы автора. Но подобную строгость критиков к своей позиции редко удается встретить, поэтому квалификация представителями толпы мыслей маргинала как систематизированного бреда сумасшедшего уже не удивляет и вполне ожидаема.

Глава 14. Психологические причины кризиса западной цивилизации

В странах Запада (к которым в значительной степени я отношу и Россию) на протяжении как минимум полутора столетий не смолкают разговоры о кризисе цивилизации во всех аспектах: культурном, этическом, психологическом, геополитическом, экологическом и др. И острота этого вопроса со временем только нарастает. Нарастает вплоть до того, что многие умные люди начали достаточно аргументированно поговаривать о надвигающейся гибели цивилизации под очередным натиском «варваров».

Для природы маргинальности этот вопрос имеет прямое отношение тем, что когда этическое и культурное ядро толпы, являющейся основой общества, подвергается коррозии, маргинализация все большей части населения начинает прогрессировать. Доля маргиналов в обществе становится все больше, и нарастает величина отклонений от среднесоциальной нормы в поведении и взглядах у наиболее ярко выраженных отщепенцев. Получается, что маргинальность как социальное явление как по количеству, так и по качеству зависит от благополучия толпы в культурном, этическом, психологическом и иных аспектах. Анализ кризисных явлений в обществе позволяет четче понять позицию многих маргиналов, не желающих придерживаться групповых норм. Само существование многих маргиналов является проявлением социального несогласия части общества, неким поведенческим вариантом критики идеологического ядра толпы. Поэтому содержание данной главы фактически вскрывает глубинную основу протеста многих маргиналов против навязываемых им образцов поведения и мировоззрения.

Итак, кризис цивилизации проявляется как противоречиями внутри системы ценностей, внутри западной идеологии, так и нарастающим несоответствием действительности в западном мире этим декларируемым идеям и ценностям. Но неразрешимые проблемы в странах Запада накапливаются не только в области общественного устройства или идеологии — все более неблагополучной становится сфера личной и семейной жизни. Типичный представитель западной цивилизации, или атлант, все в большей степени начинает походить на психически больного человека, а западное общество — на сумасшедший дом. И внешний лоск западно

го мира обманывает все меньшее число людей как внутри

него, так и за его. пределами,

Поиск факторов, детерминирующих этот кризис западной цивилизации, вывел меня к двум первопричинам. Одной из них оказалась некоторая отличительная особенность западной философии, являющаяся одной из наиболее значимых в построении всей западной идеологии. Таким краеугольным камнем в фундаменте западной цивилизации, породившем значительную часть кризисных явлений настоящего времени, является абсолютизация добра и зла. Не углубляясь далеко в философские дебри этого вопроса, я тем не менее пришел к убеждению, что ни одна цивилизационная философия не достигала такой степени абсолютизации добра и зла, как христианская религиозно-философская традиция. Выяснение вопроса, почему и как это произошло, не входило в круг моих интересов. Свой экскурс в область философии я старался ограничить лишь констатацией факта, суть которого сводится к тому, что западные философы добро и зло, хорошее и плохое выделили в отдельные категории, оторвав их, во-первых, от субъективной позиции оценщика в ситуации, а во-вторых, от конкретной ситуации проявления добра и зла. То есть, по мысли западной философии, существуют абсолютные добро и зло вне всякой связи с человеческим опытом.

Альтернативой такой позиции является рассмотрение добра и зла как субъективной (неразрывно связанной с конкретным человеком) ситуативной (также связанной с конкретной ситуацией) моральной оценки какого-либо явления. Подобное отношение к проявлениям добра и зла допускает восприятие одного и того же явления в зависимости от ситуации и места в ней оценщика либо как добро, либо как зло. При этом между этими двумя крайними и поэтому практически недостижимыми оценками — только зло или только добро — существует ряд промежуточных оценок, в которых добро и зло перемешаны в различных пропорциях.

Абсолютизация же добра и зла не допускает «серых оттенков» в оценке конкретных явлений: между этими полюсами — непреодолимая пропасть.

В психологическом плане абсолютизация добра и зла порождает определенную мотивационную настройку поведения. Проявляется это прежде всего в резкой поляризации восприятия жизни в целом и себя в ней в частности. Все явления действительности делятся на два класса. В один из них попадает все то, что подлежит немедленному и бескомпромиссному уничтожению. В другом оказываются ценности, требующие скорейшего насаждения в себе и мире любыми способами вплоть до насилия. И жизнь представителя западной цивилизации, в основы которой заложен этот философский постулат об абсолютном добре и зле, становится нескончаемой чрезвычайно активной борьбой. Борьбой бессмысленной и безнадежной, так как, во-первых, часть природы, называемую злом, полностью уничтожить невозможно, а во-вторых, другая часть («добро») при насильственной экспансии трансформируется в искусственного уродца. В итоге насаждаемое добро нередко содержит в себе злого аспекта намного больше, чем замещаемое им официальное зло.

И ладно, если бы западная цивилизация этот абсурд сделала только своей внутренней проблемой. Но абсолютизация добра и зла достигает вселенского масштаба, т. е. свои стандарты плохого и хорошего атланты считают универсальными для всего мира, что побуждает их к цивилизаторской миссии переделки всего мира по своим лекалам. В итоге, насилию Запада подвергается все человечество без какого бы то ни было исключения.

Вторым обнаруженным мною фактором, виновным (по моему убеждению) в кризисе западной цивилизации, оказался некоторый патологический механизм в мотивации атлантов, ставший со временем частью национального характера европейских, а затем и североамериканских народов. В настоящее время для подавляющего большинства населения стран Запада характерно неумение довольствоваться в своей жизни наличными благами. И, вместо того чтобы научиться довольствоваться малым, типичный атлант приходит к выводу, что причиной его неудовлетворенности текущей жизнью является не его внутреннее несовершенство, а внешний фактор в виде недостачи определенного ресурса счастья. (В психологии мотивации такая позиция называется «внешний локус контроля», когда человек причины своих неудач ищет вне себя.) И получение этих «ресурсов счастья» (как он себе это представляет) в большом, объеме становится главной целью для человека на значительный период его жизни. А так как он цель свою определил неправильно, то и ее достижение ему реально счастья принести не может. Во-первых, неумение довольствоваться наличным распространяется и на отдаленную цель. Ведь когда человек получает вожделенный ресурс счастья, он — ресурс — тут же становится НАЛИЧНЫМ(!), а довольствоваться им, я повторяю, он не умеет. В этой ситуации неудовлетворенности достигнутой целью человек решает, что и прошлом он ошибся в постановке цели (не за тем ресурсом гонялся) и выбирает себе новую, которая на этот раз уж точно принесет ему счастье. И снова бросается в погоню за ней. Так он втягивается в бесконечную погоню за миражами.

А во-вторых, состояние неудовлетворенности достигнутой целью усугубляется усилившимся неумением довольствоваться наличным. Дело в том, что активная деятельность ради получения большого «ресурса счастья» в отдаленном будущем неизбежно связана с самоограничением себя в удовольствиях от текущей жизни. Эта самоотверженная активная деятельность становится устойчивой привычкой. В результате, когда человек, достигнув желаемого, прекращает суету и, расслабившись, пытается получить долгожданное удовольствие, он вместо этого испытывает невыносимый психический дискомфорт от непривычности пассивного образа жизни, что перекрывает возможное наслаждение достигнутым. И спасается он от такого неудовольствия все в той же привычной суете.

В итоге жизнь таких людей превращается в нескончаемый лихорадочно-изнурительный труд ради получения различных благ, которые, попадая к таким несчастным страдальцам, тут же отбрасываются за ненадобностью. Наиболее успешные в такой бессмысленной гонке имеют огромные особняки, в которых не живут, а лишь ночуют, гаражи, забитые роскошными автомобилями и иными средствами передвижения, которыми они не пользуются, если не считать дорогу на работу и домой, которая заполнена не наслаждением от езды, а все той же работой, красивых жен и любовниц, к которым прикасаются от силы раз в месяц, и прочее, и прочее.

Главными «ресурсами счастья», за которыми гоняются описанные трудоголики, являются богатство, слава и власть, способные дать промежуточный ресурс — социальный статус. Именно эти ценности становятся определяющими в жизни атлантов, квалифицируясь при этом, как это ни парадоксально, официальной идеологией западной цивилизаций как проявления абсолютного зла, стремление к которым признается христианством одним из самых тяжких грехов. Это лишний раз подчеркивает серьезность внутренних противоречий в смысле жизни атлантов, породивших рассматриваемый кризис их цивилизации.

НАВЯЗЧИВОЕ ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ СЕБЯ И МИР

Для того чтобы понять детерминацию поведения современного человека его отношением к добру и злу, нам придется сделать небольшой экскурс в философию биологии.

Активные формы жизни, т. е. те, которые способны передвигаться в пространстве или преобразовывать окружающую среду, нуждаются в нервной системе для ориентации своей активности. Таким образом, нервная деятельность по своей сути есть ориентация активности организма, направленной на обеспечение его жизни и размножения. Понятие ориентации предполагает наличие направления. Так как мы имеем две формы активности организма — передвижение в пространстве и преобразование окружающей среды, то и направление должно быть двух видов: направление передвижения в пространстве и направление преобразования среды от одного ее состояния к другому.

Ориентация активности организма состоит из двух процессов: восприятия действительности с целью определения направления активности; организации этой активности, выражающейся в определенных действиях в выбранном направлении. Определение направления движения всегда условно можно свести к выбору из двух вариантов — хорошего и плохого. Либо это две неравноценные, но приемлемые альтернативы, либо один приемлемый вариант, который выступает в роли хорошего по сравнению с неудовлетворительной исходной ситуацией, в которой организм находится в момент определения направления активности. Эти случаи графически можно изобразить следующим образом:

Ситуация выбора между двумя альтернативными вариантами может быть несколько иной, когда наше существо уже добралось до менее привлекательного варианта и имеет в поле восприятия его альтернативу:

Кроме того, движение в первом случае можно спроецировать на линию, соединяющую альтернативные варианты, и тогда его можно рассматривать как последовательное движение вначале к этой линии соединения, а затем вдоль нее к хорошему:

Таким образом, во всех рассмотренных вариантах любая активность может быть представлена как движение в направлении от плохого к хорошему. Теперь проанализируем силу мотивации этого движения. Зависит она от субъективной оценки выбираемых вариантов, т. е. от того, насколько они хороши или плохи, по мнению нашего существа. Если использовать математический язык, то силу мотивации можно было бы выразить формулой

где у — сила мотивации, а х — субъективная моральная оценка альтернативных вариантов. При этом точка зрения на вопрос, какие значения может принимать независимая переменная X, сильно различается у атлантов, абсолютизирующих добро и зло, и других людей, рассматривающих добро и зло как относительные явления. Атланты, считая, что изначально существуют абсолютное добро и абсолютное зло, допускают только два значения переменной х — 1 и 0 соответственно. А человек, не разделяющий такой точки зрения, считает, что абсолютных добра и зла в мире не существует, следовательно, значения переменной X никогда 0 и 1 не достигают, а могут быть любым числом между ними,

Говоря языком попроще, можно представить точку зрения атлантов, как признание в мире только черного (плохого) и белого (хорошего) без каких-либо серых оттенков. Точка зрения неатланта тогда будет признанием возможным только серого цвета различных оттенков. При этом нельзя считать атлантов настолько тупоголовыми, что они неспособны увидеть в каждом реальном явлении сочетания добра и зла в различных пропорциях. Разница между атлантами и другими людьми заключается как раз в отношении к этому смешению. Атланты считают такую смесь добра и зла в одном явлении как непорядок, как сбой в природе мироздания, а неатланты воспринимают это как проявление естественного порядка вещей и явлений. Такое различие в философских позициях приводит и к различию в природе восприятия у атлантов и других людей. Атланты, воспринимая явление как смесь добра и зла, трансформируют его до одной из крайностей: если в нем больше добра, то они сводят к абсолютному добру, испачканному некоторым злом; если же в нем больше зла, то механизм тот же с точностью до наоборот. А позиция относительности добра и зла дает субъективную оценку явления, более или менее объективно отображающую пропорцию этих двух аспектов в нем.

Таким образом, мы получаем следующую картину. Когда атлант сталкивается с выбором между двумя неравноценными альтернативами, то он сводит свою ситуацию к движению от абсолютного зла к абсолютному добру. И сила его мотивации при этом всегда будет максимальной

А его оппонент с адекватной оценкой альтернатив получит силу мотивации своей активности значительно меньшую, например

Это приводит к тому, что атланты в своей жизни проявляют себя значительно более активными людьми по сравнению с остальным человечеством. Если нормальный человек, предпочтя более привлекательный вариант развития событий, проявит умеренную мотивацию к его достижению, то атлант в каждой своей деятельности проявляет максимум усердия, которое только возможно в данной ситуации. Мало того, нормальный человек, получив желаемое, тут же успокаивается, удовлетворившись достигнутым, а атлант на этом не останавливается. После реализации выбранного варианта в том виде, каким он был изначально, атлант продолжает свое движение к абсолютному добру, прилагая максимум усилий к «очищению» достигнутого объекта от содержащегося в нем зла, стремясь к совершенству. Примером такого поведения может служить ситуация с яблоком. Допустим, выбор альтернатив был следующим: чистое, но незрелое яблоко на ветке или спелое, но упавшее на землю. Нормальный человек в такой ситуации подберет спелое яблоко и съест его довольный, а атлант весь изведется, пока не доведет его до идеальной чистоты. Но и это еще не все. Нормальный человек, отказываясь от менее привлекательной альтернативы, не станет ее уничтожать, так как более привлекательного варианта можно и не достичь. В этом случае поначалу отвергнутое может стать приемлемым удовлетворением по принципу «на безрыбье и рак — рыба». Атлант в подобной ситуации менее привлекательный вариант рассматривает как абсолютно неприемлемый и тут же его старается уничтожить, как и любое зло на земле. Например, нормальный человек, собирая в лесу грибы, в своих поисках пройдет равнодушно мимо какойнибудь малоценной свинушки, исходя из того, что и этот гриб кого-то может обрадовать — зверя или человека, знающего в нем толк. Атлант же в такой ситуации со злостью растопчет этот ни в чем не провинившийся перед ним гриб как зло, отнимающее жизненное пространство у абсолютного добра — белого гриба. Но и на этом он не успокоится — будет шастать по лесу до потери сил, срубая палкой и растаптывая ногами все грибы, которые он считает абсолютным злом в виде поганок и мухоморов. Невдомек ему будет, что по своему незнанию он уничтожит много полезного в природе, так как все в этом мире он стремится привести к своему образу абсолютного добра.

Подводя итог данного раздела, мы получаем понимание особенности мотивационной сферы атлантов, заключающейся в чрезмерной, совершенно неадекватной жизненной ситуации, активности, содержанием которой являются борьба с абсолютным злом везде и во всем (в том числе и в себе) и насаждение абсолютного добра в том виде, как они его себе представляют.

ГРУППОВОЙ ПРЕССИНГ

Стремление переделать окружающих людей, свойственное всем членам общества, приводит к формированию в нем группового давления на любого, кто рискнет отклониться в своем поведении от общепринятых образцов абсолютного добра. Механизмы приведения членов общества к единообразию, задаваемому доминирующим в нем большинством, мы достаточно подробно рассмотрели в предыдущих главах этой книги. Здесь же хочу лишь направлять внимание читателя на наиболее яркий пример такого механизма в виде «плавильного котла» американского общества, в котором, по замыслу атлантов, должно «переплавляться» в универсальных и единообразных американцев все разношерстное эмигрантское пополнение США. Самое интересное, что подобный механизм фактически действует в Западной Европе последние десятилетия, хотя и без такой откровенной, свойственной американцам, декларации. В то же время на Западе нормой публичного поведения стала так называемая политкорректность, которой атланты любят козырять перед другими народами как примером своей цивилизованной толерантности, подчеркнутого уважения индивидуального и группового своеобразия отдельных членов своего общества.

Эти явления — «плавильный котел» и политкорректность — вроде бы несовместимы: с одной стороны, тебя довольно грубо и бесцеремонно заставляют отказаться от своей индивидуальности, а с другой, — всячески подчеркивают уважение к твоим правам на своеобразие. В этой коллизии есть два аспекта. Один из них заключается в том, что политкорректность — это профилактика возможной реакции на «плавильный котел». Дело в том, что если обижать публично чьи-то групповые (именно групповые, а не индивидуальные!) отличия от большинства, то это способствует ответному сплочению этого меньшинства в группу, оппозиционную доминирующему большинству. То есть действует негласная договоренность: ты усиленно «переплавляешься» под общепринятые стандарты, а я воздерживаюсь от критики твоего временного несоответствия им. Подтверждением такого правила могут служить факты, что, если человек (или группа людей) демонстрирует устойчивую инакость (тем самым проявляя свое либо нежелание, либо неспособность «переплавляться»), то первоначальная политкорректность общества по отношению к нему сменяется обвинениями его же в неполиткорректности. Ведь устойчивое проявление инакости есть противопоставление себя другим, подчеркивание своих отличий в сочетании с чувством превосходства. То есть я не просто не такой как все — я горжусь своей непохожестью. А это уже оскорбление других, проявление неполиткорректности. Таким образом, политкорректность по своей сути — это скрытая под благостной оболочкой дубина группового подавления инакости.

Вторым аспектом политкорректности, делающим ее удобным инструментом в идеологической борьбе атлантов с другими народами, является избирательность ее действия. Дело в том, что в способности человека «переплавиться» в единообразную единицу западного общества есть природные непреодолимые ограничения: цвет волос и кожи, строение черепа, пол и многое другое. Так вот, атланты любят демонстрировать свою политкорректность именно в отношении этих констант, выводя их из-под общественного пресса. В самом деле, глупо третировать человека за неспособность изменить свой генетический код, свое тело. На этом поле общественных отношений его можно и «погладить», обрушив всю свою мощь группового давления на наиболее значимые объекты переделки: сознание, поведение, систему ценностей, на душу в целом.

И в этом стремлении привести переделываемого человека в соответствие общепринятым стандартам добродетельного атланта западное общество часто демонстрирует очень интересный социально-психологический феномен, как нельзя лучше показывающий негативные последствия абсолютизации добра и зла. Когда атлант берется за преобразование человека (людей) в сторону улучшения, он видит в нем преобладание добра над злом (в противном случае он принимает решение о немедленном проведении гуманитарных бомбардировок). Но если перевоспитываемый в ответ на насилие над собой начинает бороться за сохранение своей природы неизменной, атлант меняет свое отношение к нему: «Ну, раз ты так цепляешься за зло в себе, то, значит, именно оно определяет твою сущность. А коли так, то и ты в целом подлежишь уничтожению». Этот феномен известен как маратовская любовь и запечатлен в афоризмах великих: «Когда хотят сделать людей добрыми и мудрыми, терпимыми и благородными, то неизбежно приходят к желанию убить их всех» (Максимилиан Волошин).

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ

Рассмотренные выше механизмы переделки западным обществом человека исходя из своих представлений об абсолютном добре и зле не всегда встречают сопротивление личности переделываемого. Как правило, в этом процессе переделки личности активное участие принимает и сам объект, самозабвенно насилуя свою душу. В результате такого дружного воздействия как извне, так и изнутри получается искалеченная особым образом психика, типичная для любого атланта.

Чтобы понять ее природу, представим себе естественнонормальную (т. е. такую, какой она должна быть по своей внутренней природе, а не исходя из нашего выдуманного представления о среднестатистической норме) человеческую психику в виде круга. Когда она оказывается в условиях жесткого давления извне, требующего от нее соответствия строго определенным стандартам — нравственно-этическому кодексу, построенному на абсолютизации добра и зла, возникает проблема несоответствия ее содержания этим искусственным нормам. То есть далеко не все в этой психике оказывается устраивающим внешнего оценщика. И все то, что этим цензором в нашей психике признается недопустимым как воплощение зла, должно быть ею уничтожено. Психика, не желающая оспаривать правомочность таких требований, вынуждена создавать в себе внутреннего контролера, которому предстоит произвести сортировку содержания на добро и зло и изгнание второго. После того как этот внутренний контролер начинает самоедство, пытаясь уничтожить в себе жизненно необходимые части, эти изгои с ярлыком «Зло» сосредотачиваются в пространстве психики от него (контролера) подальше. Контролер, поняв свое бессилие в попытках выполнить поставленную перед ним внешним цензором задачу, делает вид, что изгоев не замечает, а значит, добился того, что от него требовалось.

В итоге мы получаем деформированную психику, в которой со временем образуются три четко выделенные части: внутренний контролер; разрешенное «Добро», постоянно присутствующее в поле зрения контролера; запрещенное «Зло», старающееся держаться подальше от глаз контролера. Это устойчивое деление психики на части и является тем, что я называю вертикальной шизофренией, в отличие от классической, описанной психиатрами, которую можно представить как деление психики по горизонтали.

Вот такую психику, больную вертикальной шизофренией, лет сто назад у европейцев обнаружил один талантливый исследователь, которого звали Зигмунд Фрейд. Внутреннего контролера души он назвал Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание), отфильтрованное «Добро» — Я (то, что мы привыкли называть сознанием), а отфильтрованное «Зло» он обозвал «Оно», или подсознанием. А когда Фрейд и его последователи накопили достаточно экспериментального материала, то оказалось, что такая структура психики является наиболее типичной для стран Западной Европы и Северной Америки. На основании этого открытия ученые сделали вывод, что раз такая психика наиболее распространена среди населения, значит, она является нормой. Через некоторое время всевозможные исследования психики других народов мира показали, что далеко не везде описанный тип трехчленной души является преобладающим среди населения. Наоборот, значительно большая часть человечества обладает необычной для этих ученых психикой, в которой не удается обнаружить привычного деления ее на части. Тогда западными учеными было сделано уточнение в их теории: трехчленная психика является нормальной для современного цивилизованного человека, отсутствие же вертикального деления души на части есть свидетельство психической незрелости человека. Что и было принято всей западной цивилизацией как окончательная истина.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ

Рассмотренные выше внешние и внутренние механизмы насильственной переделки личности порождают самые разнообразные нарушения в психологической сфере атлантов. Здесь я хочу уделить внимание рассмотрению лишь некоторых наиболее ярких из них: потеря непосредственности в поведении; эмоциональная выхолощенность; лицемерие; скрытое лукавство.

Непосредственность страдает из-за наличия в искалеченной вертикальной шизофренией психике внутренней цензуры: любое возникающее в душе спонтанное желание тут же подвергается проверке на чистоту от зла, от плохих побуждений. Подобное обращение с непосредственными движениями души постепенно приводит к тому, что она начинает робеть и все тише подает голос о своих желаниях. Но этим процесс обуздания души не ограничивается, так как она подвергается насилию, побуждающему ее продуцировать социально одобряемые желания, соответствующие общепринятому понятию абсолютного добра. Примерно то же самое происходит и с его эмоциями. Эти три вида насилия над душой (полный запрет на спонтанные желания и эмоции; препарирование их, когда надо хотеть и чувствовать ПРАВИЛЬНО, а не абы как; принуждение к социально одобряемым желаниям и эмоциям) превращают атланта в робота, способного в своем поведении действовать только по заложенной в него извне программе и изображать некое подобие человеческих чувств.

В отношениях между атлантами, а также между Западом и остальным миром это порождает повсеместное лицемерие и лукавство. С лицемерием все и так понятно, а вот на лукавстве мне хочется остановиться поподробнее, так как у нас в России, а также и в других развивающихся странах часто слышны разговоры о несправедливости, которую постоянно допускает Запад по отношению к нам практически во всех сферах жизни: политике, экономике, культуре, науке, спорте и др. Нам на каждом шагу хочется обвинять атлантов в постоянном лукавстве. Лукавстве недобром, корыстном, хищническом. Но все время такие обвинения, готовые сорваться с языка, останавливает какой-то внутренний тормоз. В лукавстве Запада есть что-то такое, что отводит от них открытую критику. Как раз в этом и проявляется вертикальная шизофрения атлантов.

Вначале разберемся с сутью лукавства как психологического явления. Обычно лукавым называют человека, который говорит одно, а думает и впоследствии делает совсем другое, никак не согласующееся со сказанным. Центральным в этой связке является несоответствие слов именно мыслям, а не поступкам, так как иногда бывает расхождение дел со словами из-за забывчивости или, скажем, по причине интеллектуального дрейфа. То есть вначале высказал свое мнение, а через некоторое время подумал-подумал, признал про себя свою исходную неправоту и сделал все не так, как планировал. Лукавый человек хорошо осознает несоответствие своим словам мыслей и дел, обусловленных этими мыслями. И обвиняем мы такого человека в лукавстве только тогда, когда нам становятся известны его высказывания, противоречащие тому, что говорилось нам, но хорошо согласующиеся с реальным поведением этого человека.

С атлантом получается все по-другому. Дело в том, что в его моральном кодексе лукавство обозначено как откровенное зло, недопустимое для него в поведении. Для того чтобы не мучиться от осознания своего лукавства, человек вытесняет свои истинные мысли в подсознание. Эти мысли не уничтожаются, находясь в подсознании. Мало того — они продолжают определять его реальное поведение. А в сознании такого человека устанавливается лад — он убеждает себя в том, что говорит именно то, что и думает. И говорит он эти искусственные мысли ВСЕГДА, несмотря на то, что ведет себя совершенно по-другому. Но так как окружающим его людям не удается поймать его на противоречии в словах, то и в лукавстве никто его не обвиняет.

Вот одной из особенностей такой трехчленной психики атланта, страдающего вертикальной шизофренией, и является легкость вытеснения из сознания истинных мотивов его поведения, толкающих его к таким поступкам, которых он сам стыдился бы, если бы осознавал их суть. Но атланты чувствуют себя довольно хорошо, так как фактически не ведают, что творят, пребывая в мире выдуманных иллюзий, где они себя представляют святыми ангелами, благородными рыцарями, учтивыми джентльменами, окруженными толпой невежественных и неблагодарных дикарей. С чем мы их и поздравляем. А нам остается лишь смиренно вздохнуть и развести руками: «А что с них, больных душой, возьмешь?! Бедненькие они...»

БОРЬБА С ПРИРОДОЙ

Если уж атланты взялись переделывать мир по своему разумению абсолютного добра и зла, то, естественно, они не могли пройти мимо природы! Начинается все обычно с устранения элементарной бытовой грязи из жизненного пространства, на что атланты готовы тратить чуть ли не половину своих сил, времени и средств. А так как согласно одному из законов Мэрфи «чтобы что-то почистить, нужно что-то испачкать», то Запад довольно быстро загадил всю планету.

Устранением бытовой грязи атланты в своем поиске совершенства окружающего мира не ограничиваются, и наступает черед сорняков и животных-вредителей — грязи биологической, по мнению атлантов. Уничтожение биологического воплощения абсолютного зла вкупе с процессом облагораживания природы, выражающимся, например, в уничтожении подлеска в парках, довольно быстро разрушает экологические системы, складывавшиеся миллионы лет.

Помучившись с тонкой настройкой нарушенного экологического равновесия, атланты довольно быстро приходят к радикальному решению всех проблем — заместить природу искусственной средой. То есть атланты считают, что лучший вариант добиться совершенства окружающего мира — это все создать своими руками. И ведь что интересно, почему в христианстве осуждается вмешательство в «божий промысел» в плане медицины, генетики, но игнориру ется переделка дикой природы? Ведь не только человек создан Богом, а весь мир! Тогда почему человеку сходит с рук переделка этого мира? Разве Бог давал ему на это лицензию? Вот вам и богочеловеки!.. В своем маньячном упорстве совершенствования природы они никогда не остановятся, даже если улучшать на планете больше будет нечего, так как все вокруг превратится в отходы процесса улучшения. Приходит на ум аналогия с мутировавшим вирусом, который после миллионов лет безвредного паразитирования в организме животного, вдруг превратился в чрезвычайно плодовитого и прожорливого завоевателя, погубив в итоге своего носителя и сам сдохнув вместе с ним. Вот и атланты ведут себя так же на планете, обрекая и себя, и остальное человечество на скорую кончину.

РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ

Еще одним объектом приложения усилий атлантов в преобразовательном зуде оказывается общественное устройство. Вообще, при рассмотрении социальных вопросов обычно придерживаются одной из двух парадигм. В первом случае обществовед отталкивается от иллюзорного общества. Человек «изучает» не объективную общественную реальность, а идеальный образ общества, которым, по его разумению, оно должно быть. Должно быть в том смысле, что общество таким БЫЛО БЫ, если бы оно не «болело» всякими отклонениями от идеала. Поэтому ученые работают над «природой» выдуманного общества и «медициной общественных болячек».

Другая парадигма строится на действительно объективном рассмотрении настоящего общества таким, какое оно есть, без всяких прикрас. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, обычно не страдают желаниями общество улучшить, ибо убеждены в бесплодности подобных усилий, а стараются прогнозировать ход его естественного развития и строить свои планы исходя из этой модели.

Естественно, что атлантам, стремящимся к абсолютному добру и в общественном устройстве, свойственна первая парадигма. Следствием такой позиции являются непрерывные попытки элиты общества улучшить его во всех аспектах, что порождает так называемые «реформы сверху». Само название таких преобразований указывает на то, что большинство членов общества еще не готово к их принятию. Поэтому проведение реформ сверху обычно сопряжено с каким-либо видом насилия над обществом в целом. Но это оказывается не единственным недостатком реформ сверху.

Когда инициаторами преобразований оказывается небольшая группа во власти, исходящая при этом из своих умозрительных схем, затеваемые ими реформы обычно извращаются рядовыми исполнителями. Происходит это, обычно, по самым различным причинам. Одной из них является непонимание простыми чиновниками и мелкими политиками сути реформ, механизмом проведения которых они оказываются поневоле. Другой причиной оказывается неистребимое желание обычного человека извлечь из управляемого им процесса какую-либо пользу для себя лично. В итоге, реальная реформа сверху оказывается не только преждевременной для простых членов общества, но еще и отвратительной по исполнению, что только усиливает ее неприятие обществом в целом. В результате благие затеи элиты часто вызывают сильнейший откат социальной реакции, загоняющий общество в такую форму организации, которая оказывается более незрелой и примитивной по сравнению с предреформенным состоянием. Именно такой социально-политический механизм привел к созданию в Европе (в том числе и в СССР) в 20 веке кровавых тоталитарных режимов. Наиболее характерным процессом возникновения тоталитарных режимов в последнее столетие была ускоренная либерализация общества (более подробно см. гл. «Возврат тоталитаризма»).

На Западе лишь в США элита обычно воздерживается от насилия над обществом. Это результат исторических традиций национальной политики, основой которой является создание власти снизу. Чего не скажешь про Европу, до сих пор руководствующуюся в общественном устройстве умозрительными схемами. Но если американская элита не насилует свое общество, то вся ее энергия создания абсолютного добра в организации общества направляется вовне на переделку устройства всего остального человечества.

СИНДРОМ МИССИОНЕРА

Представление об абсолютном добре и зле у атлантов является органичной частью западной цивилизации, всего их мировоззрения. А так как современные цивилизации базируются на этнических культурах, корнями уходящих во времена 2-4 тысяч лет назад, когда еще культурный обмен между основными центрами развития человечества практически отсутствовал, то они (цивилизации) в настоящий момент демонстрируют очень высокую степень несовместимости.

Помимо этого, исходя из того, что понятия добра и зла опираются на моральную оценку непосредственной реальности, мы получаем, что абсолютизация добра по своей сути является идеализацией жизни. И идеалы атлантов естественным образом отображают этнокультурное своеобразие западной цивилизации, наследуя от него несовместимость с реальностью других цивилизаций. Это приводит к тому, что при столкновении цивилизаций (западной с какой-нибудь иной) атланты проявляют склонность любой элемент иной цивилизации, не совпадающий с их представлением абсолютного добра, квалифицировать как проявление зла со всеми вытекающими из этого последствиями. В итоге представители Запада в иных частях планеты занимают позицию миссионеров, несущих в дикий мир свет цивилизации. А так как этот остальной мир демонстрирует «редкостное невежество», то его приобщение к «правильной» цивилизации Запада должно носить характер тотального перепрограммирования, когда «примитивную» культуру «отсталых» народов надо полностью уничтожить, а в головы «дикарей» инсталлировать культурный «золотой» фонд атлантов. После этого аборигенов надо полностью переучить вплоть до рефлексов западному образу жизни и организовать их общества по западным образцам. А если кто-то из «варваров» окажется недостаточно продвинут в интеллектуальном плане, чтобы оценить привалившее ему счастье в виде этого перепрограммирования, и станет, «дурашка», сопротивляться, тогда по отношению к нему придется применить насилие для его же блага.

ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ

Возвращаясь в данном разделе к сбою в мотивации счастья атлантов, напомню, что суть его заключается в сдвиге мотива на цель, когда вместо попыток научиться довольствоваться наличным в жизни, человек бросается в погоню за ресурсами счастья, наивно полагая, что, получив их в большом количестве, счастливым станет автоматически. При этом, когда атлант все-таки получает СТОЛБ вожделенные ресурсы счастья, он забывает ими воспользоваться, потому что, во-первых, так и не научился получать удовольствие от какого бы то ни было количества ресурсов, а вовторых, настолько привык к изнурительной погоне за ними, что не в состоянии вынести спокойствие, являющееся обязательным спутником счастья.

То, что подавляющее большинство населения Запада несчастно в своей суетной жизни, само по себе является серьезным кризисом этой цивилизации. Цивилизация несчастных людей — это ужасно! Если же вспомнить, что атланты навязывают свой образ жизни и систему ценностей всему остальному миру, а значит, и лишают тем самым все человечество счастья, то содрогаешься при мысли о будущем нашего мира. Но и это является не единственным негативным последствием данного мотивационного сбоя атлантов.

Конкуренция за ресурсы порождает соревнование атлантов за первенство в обладании наибольшего количества ресурсов. В результате этого мы получаем уже второй порядок сдвига мотива на цель: целью становится не счастье, как таковое, и не ресурсы его получения, а первенство в соревновании за обладание наибольшим их количеством. Психология такого поведения может быть выражена фразой: «Если уж не получается стать счастливым, так хоть создам у всех окружающих иллюзию, что я самый счастливый благодаря обладанию самым большим набором ресурсов счастья». И удовольствие от победы в этой гонке иллюзий становится суррогатным «счастьем» западной элиты. Жизнь превращается в ярмарку тщеславия. А ценой этому оказывается процесс перемалывания природных ресурсов в неиспользуемые вещи.

СМЕРТЬ ОТЛОЖЕННОГО СЧАСТЬЯ

События последних лет показывают, что в мире назревает схватка цивилизаций на уничтожение. Основной движущей силой такого развития событий является уверенность одной стороны (радикальные течения ислама, которые назовем для краткости условным термином «варвары») в своей способности «замочить» западную цивилизацию, видящую себя непобедимым монстром. Уверенность «варваров» опирается на знание «ахиллесовой пяты» атлантов. Этим слабым местом является страх смерти, ставший отличительной особенностью психологии западной цивилизации.

Природа этого психологического явления обусловлена ориентацией жизни атлантов в отдаленное будущее. То есть суть жизни атланта — это отложенное счастье, когда в настоящем только труд и самоограничение, а ожидание радости связано с будущим. Поэтому и обидно атланту умирать, так этого счастья и не дождавшись, нахлебавшись по своей собственной инициативе одних лишений в текущей жизни.

Рациональный атлант к жизни подходит как к бизнес-проекту, когда в первой половине одни инвестиции и убытки, а прибыль появляется значительно позже. И как глупо закрывать неликвидный проект (совместимый только с твоей личностью, а значит, неспособный заинтересовать кого бы то ни было в плане его покупки у тебя. Именно таким свойством непродаваемости обладает человеческая жизнь.), не дождавшись прибыли, так же и преждевременная смерть для атланта оказывается неприемлемым вариантом развития ситуации.

Сверхсильная мотивация достижения в будущем отложенного счастья приводит к массовому умопомрачению атлантов, на котором процветает западный страховой бизнес. Подавляющее большинство атлантов, приобретая страховые услуги, даже не задумываются о том, что покупаются на подмену, мастерски скрытую в рекламе страховых компаний. Получая полис, они пребывают в иллюзии, что защитили себя от наступления страхового случая (например пожара), хотя на самом деле получили защиту всего лишь от разорения, вызванного этим пожаром. Привычка к такому самообману, всячески провоцируемому и поддерживаемому страховщиками, приводит их к страхованию жизни с надеждой защитить себя от преждевременной смерти. И как не может страховая компания защитить их от пожара, так не сможет уберечь от терроризма.

Как бы Запад ни боролся с терроризмом, как бы он ни закрывался от «варваров» всякими «зонтиками», глобализацию назад уже не отыграть. Любой камикадзе, не боящийся смерти, окажется сильнее всей финансовой и технологической мощи атлантов, так как в настоящих войнах, как правило, победитель определяется на психологическом фронте. Побеждает обычно не тот, кто сильнее физически, а тот, кто готов на большие жертвы ради победы. Даже если каждый камикадзе разменяет свою жизнь на одну лишь жизнь атланта, «варвары» из своих рядов смогут столько выдвинуть смертников, что нанесут Западу непоправимый психологический ущерб, в результате чего он развалится как «колосс на глиняных ногах».

Чтобы перестать бояться смерти, надо научиться жить сегодняшним днем. Сам факт, что терроризм, направленный против населения вообще, появился лишь в последние десятилетия, говорит о том, что отложенное счастье, как образ жизни, является поздней находкой атлантов и не свойствен природе человечества. И даже если атланты изменят свою психологию настолько, что перестанут бояться смерти, следует признать, что западная цивилизация обречена. Ибо люди, живущие сегодняшним днем, — это уже иной мир, иная философия, новая цивилизация на могиле западной.

БОРЬБА БУЛЬДОГОВ ПОД КОВРОМ

Жизнь по плану — это неспонтанная жизнь. Если хочешь реализовать свой план — насилуй свою природу. Поэтому атлант, живущий в режиме отложенного счастья, формирует в своей душе внутренний конфликт. Одна часть личности, ставящая цели и разрабатывающая план ее достижения, требует от другой — естественного лентяя и гедониста — самоотверженности и мобилизации всех сил для своего трудового подвига.

Эта требовательность к самому себе придает внутреннему психологическому конфликту форму трудовых отношений. В душе атланта формируется личность жестокого и неумолимого начальника, эксплуатирующего свое естество как какого-нибудь батрака. А если человек столь безжалостен к самому себе, то почему он должен относиться лучше к окружающим?! В итоге, атлант превращается в тирана своих близких, лишая их своей требовательностью возможности наслаждаться текущей жизнью. Такое перекрестное понукание превращает западное общество в сборище трудоголиков, в котором человек, умеющий жить сегодняшним днем и не «рвущий жилы» ради отложенного счастья, становится презренным маргиналом. Атланты уподобляются собаке на сене — сами не умеют наслаждаться жизнью и другим не дают.

Такое отвержение атлантами своей природы оказывается несовместимым с любовью к себе, место которой неизбежно заполняется эгоизмом. Понять, что такое любовь к себе, человеку, воспитанному в духе западной цивилизации, трудно. Происходит это потому, что христианская традиция строилась на самоотвержении. Любовь к себе всегда в западном обществе считалась грехом, так как любящий себя обычно проявляет психологическую независимость от окружающих, от общества, что последних никак не устраивало (не говоря уже о христианских жрецах, ревниво требовавших от прихожан приоритета любви к Богу над всем прочим). Общество не могло допустить ослабление потребности людей в себе (обществе). Поэтому любовь к себе отождествлялась с эгоизмом в самой неприглядной форме и предавалась осуждению как проявление абсолютного зла.

На самом же деле любовь к себе и эгоизм есть проявления разных жизненных позиций. Любовь к конкретному человеку по своей сути есть стремление сделать для него приятное, удовлетворить любое его желание, каким бы оно ни было. Любовь к себе ничем от этого чувства не отличается. Любящий себя должен уметь улавливать любые свои желания и потребности и быть способным их удовлетворять. При этом любовь к себе никак не связана с отношением к окружающему миру, так как это явление внутреннего мира человека. Внешние обстоятельства могут помешать человеку удовлетворить свои желания, но настоящая любовь от этого не пострадает. Так же и в любви между людьми — если один любящий всеми силами своей души стремится сделать счастливым другого, но внешние обстоятельства этому препятствуют, объект любви, если он любит первого не меньше, никогда не будет обвинять его в своей неудовлетворенности.

Природа эгоизма совершенно иная (см. гл. 2, разд. «Отношение к себе и людям»). Здесь все замешано именно на позиции человека относительно внешнего мира. Эгоизм вкупе с повышенной требовательностью к окружающим порождает отношения собственности между людьми. То есть атланты на других смотрят не как на людей, а как на источник ресурсов счастья. Но ресурсы нужны всем атлантам — с ними добровольно никто расставаться не собирается. Поэтому население западных стран соревнуется в мастерстве относительно честного (и не очень!) отъема чужих ресурсов. Непрерывное мошенничество, интриги и подковерная борьба становятся основой отношений между атлантами. Боясь стать жертвой, атлант все время настороже и оказывается неспособен на искренние эмоциональные отношения с окружающими — любовь и дружбу, на получение удовольствия от общения с интересным человеком.

ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАБЕЖА

Рассматривая людей как источник ресурсов счастья, атланты быстро обнаруживают в этом плане настоящий Клондайк — страны остального мира, заселенные, как правило, наивными простаками, словно просящимися на роль жертв грабителей с Запада. Какой же это кайф для атланта — выменять за стекляшки у индейца или папуаса мешок золота или земли размером с европейское графство! А через некоторое время атланты выясняют, что таких два, на первый взгляд, разнородных процесса, как вестернизация «варваров» и их ограбление, очень даже совместимы. Под разговоры на тему «общечеловеческих» ценностей оказывается так ловко «чистить» карманы лохов-аборигенов! Получается, что понятия абсолютного добра и зла могут быть неплохой отмычкой кладовых незападного мира, делая их хозяев бесплатными рабами атлантов. Вот так сошлись два рассмотренных нами фактора в одном процессе, когда атланты в своей бессмысленной погоне за ресурсами счастья используют свои высшие ценности как инструмент для грабежа всего человечества. Правда, тут у атлантов проблемка получается. Хоть «варваров» до поры до времени и удавалось грабить под лозунгом приобщения их к истинным ценностям, они оказались не настолько глупы, чтобы заблуждаться в сути происходящего процесса. В итоге атланты, дискредитировав своими неправедными действиями свое миссионерство, в последнее время все в большей степени начали сталкиваться с тотальным отторжением своей цивилизации остальным человечеством, не говоря уже о нарастающем бунте людей Запада, не желающих быть типичными атлантами и занимающих все более откровенно маргинальную позицию. Чем разрешится этот глубочайший кризис западной цивилизации, можно только гадать, но, сдается мне, что последние годы ее существования уже сосчитаны в мастерской демиурга. Либо Запад сам переродится в новую более здоровую цивилизацию, либо рухнет под нашествием «варваров», либо повергнет весь мир в хаос, погубив своей разрушительной мощью и себя, и все человечество.