Явление конкуренции оценивается неоднозначно. Кто-то считает, что здоровая конкуренция необходима для эффективной рыночной экономики; кто-то уверен, что конкуренция по определению не может быть здоровой. Как бы то ни было, конкуренция между компаниями — одно дело, но ведь в компаниях работают люди, которые выстраивают свои отношения с коллегами. Что происходит, если коллеги находятся «по другую сторону баррикад»? Способны ли интересы компании повлиять на личные взаимоотношения?

Ответы на эти вопросы постаралась найти служба исследований компании Headhunter 20-24 декабря 2010 г. В исследовании приняли участие 1253 компании, зарегистрированных на портале hh.ru.

Итоги:

  • почти 90% респондентов относятся к конкурирующим компаниям положительно или нейтрально;
  • 64% работников, принявших участие в опросе, с удовольствием пригласили бы конкурентов на корпоративные мероприятия, из них 10% уже это делали;
  • сотрудники-мужчины чаще дружат с коллегами из конкурирующих компаний, чем женщины.
  • Подавляющее большинство сотрудников ощущают жесткую конкуренцию со стороны других компаний. Лишь 7% респондентов не знают или не считают, что их предприятие далеко не единственное в своем сегменте.

    Более половины опрошенных не считают свою компанию ни лидером, ни аутсайдером, подразумевая, что они находятся «где-то посредине». 39% опрошенных полагают, что их компания, без сомнения, лидер на рынке. Немногочисленная группа респондентов настроена пессимистично: они уверены, что работают в компании-аутсайдере. Столько же респондентов затруднились с оценкой ситуации.

    В целом респонденты относятся к конкурентам компании достаточно позитивно: 40% уважают конкурентов своей компании, и 48% не склоняются ни к позитивной, ни к негативной оценке. Отрицательно относятся к конкурентам компании только 4% опрошенных.

    Большинство сотрудников все равно интересуются общим положением дел на рынке, который представляет их компания. 84% опрошенных следят за экономической жизнью конкурентов. 54% опрошенных стараются узнать о состоянии бизнеса конкурирующих компаний, а 49% интересуются активностями и другими событиями. Почти четверти респондентов интересно узнать, как у конкурентов обстоят дела с прибылью. А 18% следят за жизнью отдельных персон компаний-конкурентов.

    Половина опрошенных затруднились сказать, были ли в их компании случаи инициирования промышленного шпионажа. Только 12% опрошенных отметили, что такие случаи были. Как правило, они сводились к созданию собственного продукта на базе украденных у конкурентов технологий (от мебели до ПО); или к корректированию собственной ценовой и бизнес-политики на основе данных о стратегии конкурентов.

    Неизвестно, с чем это связано — с тем, что этого требуют приличия, с возможностью шпионажа или с искренним проявлением дружеских чувств — но более половины опрошенных могли бы пригласить конкурентов их компании на день рождения (или другое событие) компании. Зато 36% ни за что бы так не поступили. 10% опрошенных уже имели опыт приглашения конкурентов на различные праздничные мероприятия, организуемые их компанией.

    У 42% респондентов есть друзья в конкурирующих компаниях. Интересно, что мужчины чаще дружат с коллегами из компаний-конкурентов, чем женщины.


    Более половины опрошенных, которые дружат с коллегами из конкурирующих фирм, делятся с ними событиями в жизни компаний, однако это на их дружбу не влияет. 28% стараются не обсуждать дела компаний, в связи с чем на их дружбе конкуренция компаний не отражается. Только 11% постоянно спорят с друзьями по рабочим вопросам, а 2% вообще перестали общаться с друзьями из-за того, что принадлежали к разным «лагерям» на рынке.

    По материалам сайта HeadHunter.