Лекция 62: Клиническое описание автосейфа

Вчера у Истинного Учителя Истины (то есть меня) был радостный день: я посетил выпускной вечер в Совхозе им. маршала Баграмяна, где был завален гладиолусами и астрами от благодарных экс-пациентов. Остаток ночи я собирался посвятить работе над методичкой для начинающих социотерапевтов. Но поздний посетитель смешал мои планы, заставив меня заняться изучением автосейфов.

-- Объясните ей. -- попросил модно одетый молодой человек с оленьими очами. -- Пусть она не принимает бесповоротных решений. На шантаж идёт: типа, "хочу, чтоб мы были вместе". Я-то знаю, штамп ей нужен, блин. Я ей говорю -- зачем? У нас же всё классно. А она такая типа: я тебя люблю. Я говорю: ну и я тебя люблю, где связь-то? Ты пойми, что это для мужчины оскорбительно. Пока мы оба свободны, у нас чувства ничем не загрязнены. А свяжемся обязательствами -- и что тогда?

-- А вы ее правда любите? Так женитесь. -- удивился я. -- О чём тут думать.

-- А что через год будет? А через два? А если чувства не выдержат? -- искренне изумился молодой человек.

-- Вам сколько лет? -- спросил я.

-- Тридцать три. -- кокетливо ответил юноша и добавил зачем-то: -- Возраст Христа.

Передо мною в полный рост сидел клинический случай автосейфа, а я ему даже не мог сказать кыш, потому что давал клятву Гиппократа.

Сам термин -- неправильная калька с английского "autosave" -- придуман, конечно же, проф. Инъязовым. На мой взгляд, он прекрасно описывает отношение больного к себе как к передвижному кладезю хрупких ценностей, требующих сохранности.

К массовому продуцированию автосейфов из нормальных людей, разумеется, приложили руку Внеземные Цивилизации, давно действующие в отношении Человечества по принципу "Не уничтожить, так нейтрализовать". С последней задачей -- нейтрализации человеческой судьбы -- автосейфинг справляется, увы, на пятерку.

Само по себе заболевание -- вывернутая наизнанку осторожность. Издревле людям было свойственно бояться за врученную им свыше судьбу. И не без оснований -- вспомним всю чудовищную опасность нашего прошлого. Доживу ли до свадьбы? Смогу ли завтра прокормить семью? Не пойдёт ли вдова по миру? Не проклянут ли потомки? -- эти вопросы не оставляли в покое ни крестьян, ни тогдашний дворянский менеджмент.

Не таковы автосейфы. По непонятной причине носители этого заболевания считают, что ценность представляет не их судьба, а некое газообразное содержание их личности. Здоровые инстинкты толкают их жить -- а жить, собственно, и значит совершать необратимые поступки. В свою очередь, подвергшиеся инопланетному облучению души считают идеальным ощущение себя солнцем, сияющим как можно выше и недостижимым для грязных лап реальности. Штамп в паспорте, обязательства и в особенности потомки -- всё это приколачивает их за лучи к грешной земле, кантует и бросает. Они вечно боятся "не выдержать". Прежде это противоречие делило Человечество на монахов и мирян, что было, по крайней мере, честно.

В наш лицмерный век это породило полу-платонический стиль жизни -- автосейфовый. В отличие от классических негодяев, спокойно совершающих бесповоротные поступки и оставляющих жертв обтекать в одиночку, автосейфы норовят жить на пол-шишечки. Особую привлекательность этому формату в их глазах придаёт возможность чувствовать себя если не нравственными, то уж точно "не сволочами". В итоге автосейфы с чистой совестью отказываются от судьбы как таковой, и преуспевают в этом: их смерть большая часть знакомых замечает по отсутствию новых постов в ЖЖ.

...К сказанному следует добавить, что автосейфы нередко воображают, будто "жертвуют простыми человеческими радостями ради чего-то большего" (обычно речь идёт о Книге, которая Всё Перевернёт, или Песне, которая Всех Разбудит). На деле они не жертвуют решительно ничем. Поэтому автосейфы почти всегда беспомощны в творчестве: не оплаченная опытом творческая жизнь -- это караоке. Неслучайно из-под клавиатур автосейфов, если уж они берутся творить, выходят одни параллельные вселенные с конями. Экономика там сводится к "мешку золота, брошеному на дощатый стол", здравоохранение к "флакону со снадобьем", а личная жизнь героя -- к эпизодическому появлению фей-нимфоманок, непременно "исчезающих утром". При попытке изобразить реализм авторы-автосейфы рожают нечто в жанре испуганных путевых зарисовок, в которых, слегка замаскированные, фигурируют всё те же мешки и феи.

...В качестве терапии Космос рекомендует переброс автосейфов за Уральский хребет -- на пятилетние лесопосадочные работы.