Канцелярская Фэнтези
В некой статье о народных корейских сказках я когда-то вычитал такое определение: типичный герой древней корейской сказки — достойный юноша, прибывший в город для сдачи государственных экзаменов... Ну и дальше — всякие чудеса, как положено в сказке.
Это привело меня в большое изумление. Как же так? Нет, понятно, что сказки хоть и разные, но можно выделить что-то типичное для произведений любого жанра и эпохи. Скажем, есть типичные сюжеты для Древней Греции. Или для дамского романа 19 века. И Гомеру никогда бы не пришло в голову написать «Евгения Онегина» — совсем не те проблемы волновали умы в ту эпоху и совсем не так решались.
Интересно другое. Оказывается, пока мы ругались со старухой Ягой, катали колобков, сажали репу, били золотые яйца, осуждали злых мачех и провожали девочек через дремучие леса, полные одиноких волков и медвежьих семейств, корейские сказочники повествовали детям об увлекательной сдаче экзаменов на государственный чин. Возможно, в их сказках тоже участвовали злые и добры духи, говорящие звери и прочие сказочные чудеса, но сюжет их строился вокруг казенных государственных мероприятий. И дети, выходит, слушали, затаив дыхание!
Почему? Что за странные корейские дети? Ответ прост. Корея — одно из немногих государств, чей официальный возраст как государства около 4 тысяч лет. Четыре тысячи лет государственному укладу! Разумеется, за это время там сложился сложный чиновничий аппарат и бюрократические традиции. Поэтому сдача экзаменов смогла оказаться популярной темой народных сказок.
Но довольно предисловий. На днях я наконец посмотрел один из фильмов про Гарри Поттера. Не важно какой. И книг я тоже не читал. И впечатления мои о фильме тоже не имеют особого значения — и без меня о нем миллионы людей уже высказали весь спектр личных мнений от восторгов до ругани.
Мы же посмотрим на явление с других, более абстрактных позиций. Сам жанр «Гарри Поттера» — это сказка. И я бы уточнил так: канцелярское фэнтези. Потому что, не смотря на сказочный антураж, в центре сюжета — интриги разного рода чиновников, которые борются за власть в неком магическом учреждении государственного уровня. И в результате этой жестокой борьбы всякие приключения, лишения и тяготы ложатся на плечи главного героя — юношу молодого, неопытного, который прибыл в эту канцелярию фактически для сдачи экзаменов. Но оказался замешан в цепи мистических обстоятельств, из которых выходит с честью по двум причинам. Во-первых, потому что юноша силен духом. Пусть не выделяется среди прочих излишне глубоким умом (хотя на редкость сообразителен в трудных ситуациях), не отличается излишней физической силой и знаниями, но уж чего не отнять — так это силы духа и чести. Таков наш герой. И вторая причина его успеха — ему в самый последний момент удачно помогают могущественные учителя (из добрых), порой даже не вмешиваясь лично, а посылая знаки и подсказки. Все вышесказанное — шаблон современной сказки, канцелярского фэнтези.
Это все о Гарри Поттере? Отнюдь. Я описываю сейчас сам жанр, рассуждаю о типичных веяниях в современной сказке. Нетрудно догадаться, что к жанру канцелярской фэнтези относится и множество других произведений — от «Понедельник начинается в субботу» (в особенности «Сказка о тройке») и до знаменитых «Дозоров». И многое другое.
Помимо того, что все они — безусловные хиты читательского внимания, всех их объединяет сюжетный стержень: молодой человек (возраст зависит от того, каким автор представляет своего читателя) жил как примитивный обыватель, пока не поехал сдавать экзамены (учиться, стажироваться, проходить практику, взят на испытательный срок) в волшебную чиновничью организацию. Отныне вся его жизнь превратилась в увлекательный турнир по выживанию в шторме страстей, вызванных мистическими происшествиями в общественной жизни учреждения. Либо — кознями высших чинов.
Что сказать? Это — эволюционная неизбжность. Современная европейская культура наконец развилась до состояния тысячелетней корейской, когда центральное место в умах заняли не чащи и репки, а повседневная государственность. Большая часть населения, читающего книги, давно уже занята не рыбной ловлей, не земледелием и не мануфактурами, а участием в разных социальных играх, службой в учреждениях и офисах. И героем сегодняшней сказки неизбежно стал Юноша-Сдающий-Экзамены.
При этом социальный заказ на волшебство и приключения никуда не делся — он ровно такой, каким был последние тысячи лет, поскольку его диктует напрямую человеческая природа. Меняются лишь условиях жизни. Сегодня это — учреждение.
И к соцзаказу на магию добавился соцзаказ на сказки, в которых говорится про канцелярии, офисы, экзамены, карьерные интриги, подковерные битвы, рокировки должностей, ответственные поручения и разносы строгого начальства.
Это — жизнь. Она эволюционирует. Ждите: еще лет двадцать, и мы увидим в сказках не офис образца середины 20 века и не школу на манер католической, а современные офисные реалии. Это будут сказки про магические мозговые штурмы, придумывание волшебных слоганов и логотипов, брендинг и ребрендинг, и маркетинг волшебных товаров широкого спроса. И конечно же большое место в сказках будущего начнет уделяться волшебному судопроизводству и магической налоговой отчетности.
Скорее всего следующую сказку-хит напишет какая-нибудь дама-менеджер в годах (история всей детской литературы показывает, что у женщин среднего возраста лучше всего получается неожиданный мировой дебют в сказках). И вполне вероятно, эта дама будет из тех девчушек, что сегодня после школы поступили в учреждение на должность секретарши, варятся в офисной среде, ведут ЖЖ и штудируют учебники по аудиту.