Логика этой и следующей глав несколько отличается от предыдущей. Если выше мы рассматривали борьбу маргинала непосредственно с толпой в лице ближайшего окружения, то здесь уже природа столкновений несколько иная. Рынок и государство как обобщенные понятия нельзя отождествить с толпой. Рынок — это одна из форм существования толпы, ее среда. И на этом рынке действующими лицами являются уже не уличные торговцы, а транснациональные корпорации и местные олигархи, представляющие так называемый крупный капитал. Если «толкучка» (или «барахолка») является той же уличной толпой, только занятой товарообменом, то огромные корпорации трудно уже назвать элементом толпы. Они есть порождения рыночной среды толпы, но все-таки не часть толпы. И деятельность таких корпораций построена на том, чтобы воздействовать на толпу в своих экономических интересах. Человек толпы такое воздействие воспринимает совершенно естественно, поэтому у него и проблем никаких в связи с этим не возникает. Но маргинал здесь снова ведет себя не так, как все «нормальные» люди, — он начинает сопротивляться этому воздействию, требуя к себе иного отношения, к которому оказываются не готовы основные участники рынка. Вот в этом и заключается борьба маргинала с рынком. Образно ее можно представить себе как прогулку человека по улицам города, желающего просто отдохнуть на свежем воздухе в тишине и покое, но обнаружившего, что весь город превратился в одну большую «барахолку», от которой нет спасения нигде. И мало того, что ему приходится пробираться сквозь толчею, так еще и на каждом шагу хватают за рукав назойливые продавцы и пытаются всучить ему всякую дрянь. Муки, связанные с затруднениями в ходьбе, невозможность отдохнуть в такой обстановке и необходимость постоянно отбиваться от коробейников и есть аналог рассматриваемой ниже борьбы.

РЕЛИГИЯ ПРИБЫЛИ

Суть вопроса

По разным причинам, которые подробно рассматриваются ниже, в современном обществе между людьми стали доминировать рыночные отношения. Но эти отношения нельзя назвать естественным взаимодействием людей, желающих, как можно было бы предположить, получать удовольствие от своего бытия и общения друг с другом. По логике вещей, человек ходит на рынок лишь время от времени и по мере необходимости. У некоторых людей, правда, есть странности, выражающиеся в том, что они в выходные дни идут на рынок и часами там гуляют, толкаются, торгуются, получая удовольствие от процесса. Ничего предосудительного в этом нет, так как к подобному поведению можно относиться как к одному из видов маргинальности Но представьте себе общество, в котором все люди живут на базаре все время, от подъема и до отхода ко сну. Каждое действие их подчиняется правилам поведения на базаре. Картину я нарисовал, конечно, утрированную, но она хорошо отображает жизнь нашего современного общества. Рыночные отношения проникли уже во все стороны нашего существования. Разве это можно назвать естественным? Тот, кто считает такое положение в обществе ненормальным, оказывается маргиналом среди толпы, которая придерживается иного мнения.

Аргументы

В странах западной цивилизации люди стали жить антиэкологично (т. е. неправильно, если понимать слово «экология» в самом широком смысле) после того, как в умах утвердилась прибыль как одна из высших ценностей. Как должно быть в норме? У человека должен быть капитал (знания, рабочие руки, деньги, земля, скот, недвижимость, оборудование, транспорт и др.), эксплуатация которого дает ему достаточный для достойного проживания доход. При этом доход должен полностью (за исключением отчислений на воспроизводство капитала) весь потребляться. Если из-за изменения конъюнктуры доход вдруг превысит фонд потребления, то для приведения системы существования в равновесие либо часть капитала выводится из оборота, либо он эксплуатируется в меньшем объеме с целью снижения дохода до достаточного уровня.

В реальности же большинство людей в обществе поступает против этой логики: если появляется незапланированная прибыль, то она тут же тратится либо на увеличение и так избыточного капитала, либо направляется на сверхпотребление, т. е. на закупку того, без чего можно было бы и обойтись. В итоге начинается самоусиливающееся перепроизводство, когда создается продукта больше, чем обществу требуется для нормального потребления. Что делать с излишками товара: уничтожить, продать или забросить в дальний угол склада? Производитель обычно выбирает сбыт, ведущий к перепотреблению. Чтобы побудить общество к перепотреблению, предприниматель использует рекламу, убеждающую покупателя в том, что ему необходимо повысить свои материальные запросы от жизни. Так закладывается потребительская гонка. Все это приводит к чрезмерному расходованию природных ресурсов. Планета начинает ускоренно проедаться.

Наиболее удачливые коммерсанты, сосредоточив в своих руках огромные капиталы, начинают через покупку информационных каналов определять атмосферу в обществе. Демократическое общество свободы для каждого человека постепенно вырождается в олигархическое общество свободы для крупного капитала.

В современной экономике доминирующим аспектом стал маркетинг — искусство «впаривания» потребителю ненужного ему товара. При этом, естественно, маркетинг, в развитие которого вкладывается огромный капитал, начинает значительно опережать по своему уровню манипулирования потребителем спонтанно формирующуюся способность последнего защищаться от этого давления.

Какие характеристики в плане потребительской психологии доминируют у современного человека толпы? Жадность и тщеславие. Вот что пишет о жадности Фромм в «Анатомии человеческой деструктивности»: «Жадность — самая сильная из всех неинстинктивных человеческих страстей. В этом случае явно идет речь о симптоме психической патологии, о дисфункции, связанной с постояннымощущением пустоты и отсутствием внутреннего стержня в структуре личности. Жадность — это патологическое проявление неудачного развития личности и одновременно один из главных грехов как с точки зрения буддизма, так и с позиций иудейской и христианской этики». Коммерсанты заинтересованы в развитии жадности населения и применяют для этого всевозможные приемы маркетинга и рекламы. То есть потребительское западное общество всячески культивирует жадность своего населения вместо того, чтобы лечить его от этого невроза. Кроме того, потребительская гонка приводит к тому, что жадность начинает порождать новую жадность, т. е. получается замкнутый круг. Механизм этого круга заключается в следующем: алчность порождает погоню за высоким доходом, что в свою очередь усиливает невротичность «гонщиков», лежащую в основе алчности.

Жадность современного человека толпы приводит его к тому, что он покупает все новые и новые товары, не имея ни возможности, ни сил воспользоваться ими хотя бы частично. Мало того, промышленность больше не ориентируется на спонтанное, т. е. стихийное желание потребителя покупать. Теперь она заставляет его покупать новые товары взамен старых, даже несмотря на то, что прежние еще могли бы послужить достаточно долго.

Тщеславие оказывается хорошим (с точки зрения коммерсантов) дополнением к жадности современного человека. Человек толпы всячески стремится к повышению своего социального статуса, чтобы казаться как можно больше, чем он есть на самом деле. Но так как главным мерилом в современном обществе является размер социального капитала, состоящего из богатства, власти и славы, то мечта прославиться (о власти речь пойдет в следующей главе) является второй навязчивой идеей. Представитель западной цивилизации с таким маниакальным желанием стремится попасть в любую «картинку» (теле-, кино- или фото-), что многие маркетологи начали на этом строить свои разнообразные приемы, заключающиеся во всевозможных розыгрышах и лотереях, главной «заманухой» в которых служит возможность хотя бы на секунды оказаться в центре внимания большой аудитории. А если нет такой возможности у человека, то он сам организовывает процесс создания и тиражирования многочисленных «картинок» с собою в центре. На этом пышным цветом расцвела индустрия туризма и фотопринадлежностей, сводящаяся к тому, что люди разъезжают по свету и фотографируются на фоне знаменитых достопримечательностей. Делается это для получения вещественного доказательства того, что они здесь были. Впоследствии они могут показывать эти фотокарточки окружающим людям как подтверждение того, что смогли заплатить за турпоездку в эти места. И у кого больше таких фотокарточек, тот имеет большую «собственность» в виде посещенных знаковых мест, что свидетельствует о его богатстве, о его способностях нести такие расходы.

Или возьмем, к примеру, такое явление, как присуждение и вручение различных официальных премий и наград, а также различные коммерческие лотереи и конкурсы. Это мероприятие в современном обществе превратилось в самое настоящее шоу, вокруг которого кормится большое количество людей. Это спектакли, на показе которых многие люди делают большой политический или публичный капитал. И сценарии проведения подобных спектаклей предполагают, что люди, выбранные лауреатами, должны вести себя строго определенным образом, подыгрывая организаторам. Логика таких взаимоотношений проста: «Мы тебе — премию, а ты поможешь нам организовать из этого события шоу, из которого мы извлечем доходы, значительно превышающие размеры этой премии». И это при том, что в общественном сознании всячески поддерживаются мифы о том, что награды и премии присуждаются самым заслуженным, а призы даются победителю, определенному в честном соперничестве без всякой предвзятости судей и организаторов. Так ли это? В спорте специалистам давно известно, что арбитры часто подсуживают американцам только потому, что если те не пройдут в следующий тур соревнования, то от рекламной телеаудитории «отвалится» самый богатый рынок — США, потому что американцы не любят смотреть соревнования, в которых нет их представителей. А падения рекламного рейтинга соревнования ни за что на свете не допустят его организаторы. Вот и побеждают американцы везде, где только можно. Или представьте себе, что кандидатом на главную роль счастливчика — лауреата какой-нибудь литературной премии — оказывается маргинал, не желающий выполнять предписывающийся церемониал. Допустим, этот человек не хочет вообще участвовать в публичном мероприятии. Мотивы этого могут быть различными: соображения безопасности после получения крупного денежного приза; нелюбовь человека к публичной известности; просто неприятие любого официоза. Или же такой маргинал готов участвовать в публичном мероприятии, но хочет вести себя при этом не так, как предписано протоколом, а импровизировать от себя, как его душа захочет непосредственно в ситуации. Допустят ли организаторы мероприятия, чтобы именно такой неудобный герой стал избранником, способным разрушить все шоу? Его отсеют на самых ранних этапах подготовки события. Лучшим примером может послужить организация присуждения и вручения Нобелевских премий, ритуал проведения которых может повергнуть в ужас любого маргинала от одной мысли, что он может оказаться участником этого чрезвычайно чопорного и зарегулированного мероприятия. Одна одежда участников этого действа чего стоит! А поведение?! Каждое движение, каждый шаг репетируются заблаговременно. Лекции лауреатами пишутся и сдаются в оргкомитет заблаговременно, лишь бы избранник не ляпнул чего-нибудь такого некорректного или просто неудобного, неожиданного, способного нарушить привычный ход церемонии.

Вот и получается, что действительно достойные наград и премий люди никогда их не получат, если они являются маргиналами по своему поведению. И никогда человек не получит приза в каком-нибудь коммерческом конкурсе или игре и даже не будет допущен к проведению мероприятия его организаторами, если он им не внушит уверенности в том, что готов старательно исполнить предписанную ему роль в этом шоу. При этом все разговоры организаторов этих игр и конкурсов о том, что абсолютно любой человек может участвовать и победить в этих розыгрышах, являются простой «заманухой» и ложью. В обществе действует закон: хочешь получить обещанное благо — «спляши», т. е. выполни предписанную роль клоуна-шоумена, а разговоры о том, что каждый человек это благо может получить без всяких условий, предназначены для простаков, составляющих публику этого спектакля.

Рынок портит отношения между людьми. В толпе главный критерий не что ты за человек, а сколько ты стоишь. Отношения сводятся к принципу «ты — мне, я — тебе»; появляется такой элемент рынка, как брачный контракт; родственные связи заменяются деловыми отношениями; доброжелательность заменяется перманентной готовностью «присосаться» к простаку; рыночный человек часто старается обмануть своего контрагента, заманить в ловушку. В такой среде маргиналу приходится очень трудно, так как он часто обладает непосредственной душой ребенка.

Представьте себе человека, бережно относящегося к окружающим людям и не понимающего такого понятия, как «силовой прием», вышедшего в обычной своей одежде поиграть в хоккей с шайбой против профессиональной команды. Через пару минут он будет инвалидом...

Именно поэтому маргиналы так стараются избегать любых контактов с рыночной средой. Для них это чуждый мир, построенный не по людским законам, а, скорее, по волчьим. Хотя, впрочем, за что их так обижать, зверей-то — они намного благороднее. Волк даже в драке не станет продолжать бить собрата, если тот демонстративно отвернет свою голову, подставляя шею и символизируя тем самым, что он сдается.

Кто-то может возразить, что и бизнесмены бывают хорошими людьми. Но даже в среде самых благородных и порядочных коммерсантов, старающихся вести себя полюдски в своем бизнесе, есть негативы для маргинала. Рынок нуждается в стабильности, и поэтому деловая практика настроена на высокую степень устойчивости отношений сотрудничества. Ради этого субъекты рынка склонны вязать друг друга жесткими всеобъемлющими обязательствами, прописанными в многостраничных договорах, ограничивающих свободу. Маргиналу это не подходит. Мне искренне жаль знаменитых музыкантов, попавших в рабство рынка, когда у них оказывается расписанным каждый день на несколько лет вперед. Знать, что через три года 13 июня у тебя концерт в Милане, — это ужас! А если не будет настроения? Если в этот период душа потянет заниматься чем-то другим? Как можно жить такой жизнью?! Это не для маргинала...

Выводы и рекомендации

Люди толпы, как правило, неспособны вычленить в своих отношениях друг с другом рыночную составляющую. Ведь человек не замечает воздух, которым дышит, пока не почувствует его недостаток. Точно так же заядлые курильщики не замечают задымленность помещения, в котором они находятся. Но этот дым хорошо чувствуется тем человеком, который сам не курит и входит в это помещение с чистого воздуха. Поэтому человеку, страдающему от рыночных отношений в обществе, как некурящему, мучающемуся от тотальной курилки, необходимо следующее. Во-первых, искать места, относительно не «задымленные» рынком, где можно чувствовать себя более-менее комфортно. Во-вторых, быть способным воспринимать рыночные проявления в отношениях между людьми в мельчайших дозах. Это требуется для того, чтобы успеть вовремя убраться оттуда, где поначалу все вроде бы было нормально, но незаметно кто-то один «задымил» рынком, потом другой, и постепенно атмосфера стала все более портиться, пока не курящему эту гадость не становится плохо оттого, что он уже надышался по самое некуда. Поэтому рыночной жизнью общества полезно хоть немного интересоваться, но со стороны и только для того, чтобы знать своего врага в лицо.

ОБЩЕСТВО ПОЖИРАТЕЛЕЙ РЕКЛАМЫ

Суть вопроса

Отношение к рекламе неискушенного человека может быть спокойным, так как он полагает, что достаточно не смотреть на нее и тем самым устранить ее из своей жизни. Все, однако, не так просто. Даже если ты не смотришь на рекламу, тебе приходится оплачивать ее производство и размещение, так как производитель и торговец закладывают эти расходы в цену товара. Родственным рекламе элементом рыночной среды является красивая упаковка, так как она преследует те же цели — побудить человека купить товар. И стоимость упаковки также включается в стоимость товара. Доходит до того, что в цене многих покупаемых нами товаров стоимость потребляемого продукта составляет ничтожную долю. Фактически мы отдаем деньги в большей степени за ненужную нам упаковку и право просмотра рекламы. Все ли согласны с такими реалиями современной жизни?

Аргументы

В чем заключается суть американской экономики (как лучшего образца всей западной экономики)? Завезти в Азию сырья условно на $ 100, вывезти продукции на $200, привезти ее к себе и продать за $2000. Отчего такая торговая надбавка? Во-первых, дешевизна сырья. Во-вторых, дешевизна труда. В-третьих, богатство покупателя. В-четвертых, тупость этого же покупателя, покупающего не столько товар, сколько красивую упаковку (стоимость производства которой иногда в несколько раз превышает стоимость содержащегося в ней потребляемого товара) и раскрученный брэнд. Создается впечатление, что половина американской экономики производит красивую упаковку, а другая половина — рекламу, для того чтобы продать эту упаковку. В итоге в конечной цене товара доля непосредственно продукта составляет проценты, остальное — плата за просмотр всевозможной рекламы и за сервис, чтобы «все было по-богатому». Причем, если станешь возмущаться, что ты не смотрел рекламу, поэтому не хочешь за нее платить, тебе возразят: «Но мы же не мешали тебе ее смотреть!..» А если не захочешь платить за фирменный флакон французских духов, который на порядок стоит дороже своего содержимого, то тебя спросят недоуменно: «Что же мы вам «Кристиан Диор» в розлив будем отпускать в вашу тару?!»

Но подобные ситуации могут родиться только в воспаленном мозгу маргинала, и современная торговля с ними вряд ли часто сталкивается. Значительно чаще им приходится иметь дело с потребителем, который с удовольствием отдает свои немалые деньги не столько за товар, сколько за известный брэнд. В итоге современный бизнес все больше начинает напоминать театр абсурда. Например, в журнале «Эксперт» №10 от 12 марта 2001 г. приводятся такие данные о доле брэнда в рыночной стоимости компании: «Например, в Англии сейчас только 30% рыночной стоимости компании отражается в балансе, все остальное приходится на нематериальные активы: ноу-хау, патенты, деловую репутацию, авторские права и, естественно, важнейший нематериальный актив — брэнд. Так, в British Petroleum соотношение материальных и нематериальных активов оценивается как 29:71, в Coca-Cola — 4:96!» Это же сумасшествие какое-то, платить за бутылку коричневого пойла с отвратительным вкусом большие деньги только потому, что компания Coca-Cola на его рекламу за историю своего существования потратила десятки, если не сотни миллиардов долларов!

Ну ладно, если бы только с нас сдирали три шкуры за откровенную рекламу. Ее можно не смотреть и стараться покупать нерекламируемые товары. А как быть с завуалированной рекламой, какой, например, является вся кинопродукция Голливуда? Мало того, что все американские фильмы изо всех сил рекламируют американский образ жизни, так ведь в них присутствует и реклама конкретных товаров! И за просмотр этой скрытой рекламы с нас еще и деньги требуют. Вот что по этому поводу писали в «Известиях» от 10 января 2001 г., статья «Дым на экране»: «Несмотря на то, что официально при съемках кино было запрещено использовать рекламу сигарет определенной марки еще в 1989 г., герои популярных лент курили все последующее десятилетие, и, похоже, не перестанут делать это и в новом веке. Так, группа ученых из Нью-Гемпшира просмотрела более 250 кинолент, возглавлявших мировые рейтинги с 1988 по 1997 г. Такие временные рамки обусловлены тем, что в 1997 г. в США был издан закон, запрещающий какую бы то ни было рекламу курения или табачных изделий. Выяснилось, что в более чем 85% картин так или иначе фигурировал вопрос курения, а в 28% картин на экране было видно, какую именно марку сигарет курит тот или иной персонаж. ...При этом в фильмах, разрешенных для показа детям, актеры курили в 40% случаев. ...Забавен тот факт, что до запрещающего закона 1989 г. лишь 1% кинофильмов использовал рекламу сигарет определенных марок, в то время как после запрета эта цифра возросла до 11%. Пожалуй, изменилось только поведение табачных компаний, предпочитающих оплачивать такого рода рекламу не напрямую, а посредством материального участия в процессе съемок фильма».

А теперь вопрос «на засыпку» для маргинала: что делать, если ты не хочешь играть в эти игры с покупкой брэнда и оплатой тотального вала дорогостоящей рекламы? Где найти не уступающий по качеству товар, чтобы в его цене была только плата за сам товар? Информационная система рынка не настроена на маргинала. Ему трудно найти на рынке товар или услугу для себя. Более того, культурная и информационная среда настолько загажена откровенной и скрытой рекламой, что остро встает вопрос защиты уже детей маргинала от этой грязи вплоть до удаления из дома теле- и радиоприемников, а также компьютеров, подключенных к Сети.

Выводы и рекомендации

Пассивное неприятие рекламы и ей подобного не даст никакого эффекта. Необходимо своим активным поиском и выбором поддерживать тех производителей и продавцов, которые в своем бизнесе не прибегают к помощи дорогостоящей рекламы и упаковки. За счет этого им удается на продаваемый товар устанавливать низкие цены. Но в этом случае их нужно искать самим. И чем больше будет рациональных потребителей, готовых платить только за потребляемый продукт, тем больше будет соответствующего предложения и тем легче его будет найти. А толпа пусть выбрасывает свои деньги на ветер.

НАЗОЙЛИВЫЕ ПРОДАВЦЫ И НАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС

Суть вопроса

Так уж получается, что простой человек как потребитель всегда остается в рыночной среде «чайником». А противостоят ему настоящие профессионалы торговли и сервиса, которые к тому же очень активны. И если у потребителячайника потребность в контактах с этими хищниками рынка возникает лишь время от времени, а в основном он к ним равнодушен, то они ведут свою яростную охоту за ним и его деньгами непрерывно.

Аргументы

Современному человеку следует без всяких иллюзий принять как данность следующий факт: на рыночном фронте он один противостоит целой армии профессионалов-грабителей, только и мечтающих о том, чтобы вытянуть из него побольше денег, всучив вместо них какое-нибудь барахло, а то и вообще оставить «с носом». Что в арсенале этих «джентльменов удачи» с большой дороги (в смысле «большого офиса») является наиболее значимым? Во-первых, наши цивилизованные разбойники, то бишь продавцы товаров и услуг, так же как и профессиональные воры и бандиты, очень ценят подробную информацию о своей предполагаемой жертве. Для ее сбора они не гнушаются самыми грязными методами, например такими, как старый добрый шпионаж, хотя, так же как и профессиональные шпионы, они не брезгуют и легальными приемами, такими как анализ официальной данных. Так, например, в последнее время с развитием Интернета стали использоваться различные программы слежения за перемещениями пользовательских компьютеров по Сети. На компьютер недотепы, решившего погулять по Интернету, при его первом посещении сайта компании, желающей побольше узнать о том, чем он «дышит» в виртуальном мире, записывается специальная персональная метка. И после этого, где бы он ни гулял по Сети, информация о маршруте его перемещений по всем сайтам поступает к электронным «шпикам», пометившим его. Проанализировав данные о нем за какой-то период времени, можно составлять его портрет интересов и разрабатывать индивидуальный подход к его деньгам.

Во-вторых, флибустьер новейшего времени должен быть напористым. Но при этом не походить на гангстера. Поэтому он специально на соответствующих тренингах оттачивает мастерство исполнения роли волка в овечьей шкуре. Американцы — большие любители изобретать подобные технологии законного отъема денег у простаков — даже придумали оксюморон для названия такой тактики — «агрессивная вежливость». Вот как это описывают в газете «Ведомости» от 4 сентября 2000 г., статья «Агрессивная вежливость»: «Вспомним «свидетелей Иеговы» или назойливых, но вежливых торговых агентов. Даже чувствуя давление подобных личностей, человек не знает, как возразить, потому что «агент» доброжелательно улыбается. Легче всего склонить собеседника к необходимому вам решению или поведению при помощи доброжелательности. Не случайно самые опасные переговорщики — люди волевые и доброжелательные одновременно. Даже если человек и попытается как-то возразить, воспротивиться, он будет выглядеть неоправданно агрессивным, слабым. Невежей, который почему-то набрасывается на мягкого и доброжелательного собеседника».

В-третьих, налетчики современного рынка должны строго придерживаться принципа «Наглость — второе счастье». Лучшим примером в этом плане является выбивание чаевых различным обслуживающим персоналом в гостиницах и ресторанах. Наглость в их исполнении обычно граничит с откровенным шантажом, когда человек всем своим видом дает понять: «Если не «отслюнявишь» мне чаевых так, чтобы я остался доволен — плюну в твой кофе, когда ты этого видеть не будешь!»

И, наконец, настоящему коммерсанту должно быть присуще самое настоящее коварство, когда он обязан уметь подсунуть «лоху» какую-нибудь приманку, лишь бы только заманить его в ловушку. Причем необязательно речь идет об откровенном мошенничестве, подпадающем под действие Уголовного кодекса. Хорошо известны такие вполне «цивилизованные» приемы торговли, когда по телефону покупателю сообщают одну — заниженную — цену товара, а когда он приезжает на место с деньгами для осуществления покупки, оказывается, что реальная цена не такая уж и низкая. Покупателю обычно трудно в такой ситуации перепрограммировать свои действия без «потери лица», а именно так многие воспринимают возможный вариант отказа от покупки с продолжением поиска: «Еще подумают, что я бедный или жмот!», — и он расстается с деньгами в большем количестве, чем планировал изначально.

Эти описания уловок и нравов современной рыночной среды являются лишь небольшой выборкой фрагментов из обширнейшей литературы, посвященной этой стороне нашей жизни. Для человека толпы подобные отношения между людьми являются привычной нормой, и он не склонен драматизировать ситуацию. Но для маргинала подобное поведение людей является дикостью, отравляющей ему наслаждение жизнью. Любой контакт маргинала с рыночной средой порождает у него жуткий стресс, от которого тому приходится приводить себя в нормальное состояние по нескольку дней. Все равно, как вылазка диверсанта в тыл врага, когда оказываешься один в экстремальной ситуации, содержащей в себе угрозу твоему здоровью и жизни.

Выводы и рекомендации

Чтобы не оказываться раз за разом жертвой чужих рыночных происков, надо овладеть хотя бы элементарным набором защитных средств. Одним и, пожалуй, наиболее эффективным приемом избавления от рыночных хищников для маргинала будет демонстрация пустых карманов. Маргинал ведь свободен от желания похвастаться перед толпой своим богатством, считая, что бедность не порок. При этом средства у него на самом деле и могут быть, но выпячивать сей факт не надо стремиться! Играя роль бедного, с которого нечего взять, вы будете способствовать тому, что охотники моментально потеряют к вам интерес. Это заяц обречен всю жизнь пребывать в страхе, так как предмет интереса хищников — его мясо — всегда при нем. А вы можете демонстративно выворачивать карманы и оказываться в спокойной атмосфере равнодушия.